Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Иерусалим, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Моше бар Шломо Ибн Хабиб (5414—5456 /1654—1696/ гг.) — Ришон леЦион (главный раввин Иерушалаима), один из духовных лидеров евреев Земли Израиля.
Родился в македонском городе Салоники, захваченном турками, в семье потомственных знатоков Торы, выходцев из Испании, — его род восходит к р. Йосефу Хавиве (см.), автору книги Нимукей Йосеф (Аргументы Йосефа).
В пятнадцатилетнем возрасте он переселился в Иерушалаим. Изучал Тору в ешиве р. Яакова Хагиза (см.), а впоследствии стал его зятем.
Р. Моше Ибн Хабиб написал комментарий к тем главам кодекса Шульхан арух, в которых излагаются законы, связанные с расторжением брака, — эта книга получила название Гет пашут (Разводное письмо; издан в Стамбуле в 5479 /1719/ г.). Он составил и законодательный сборник Эзрат нашим (Женская половина), посвященный алахическому статусу агунот — женщин, мужья которых пропали без вести (первое издание — Стамбул, 5491 /1731/ г.).
Особенной глубиной и тонкостью анализа отличается его трактат Эц адаат тов (Древо познания добра), в котором рассматривается сложнейшая законодательная категория сфек сфейка (двойное сомнение). В книге исследуются те случаи, когда при выяснении алахической проблемы последовательно возникают два сомнительных обстоятельства — т.е. когда одно сомнение разрешается, немедленно выявляется второе сомнение. Автор на обширном материале прослеживает, как это «двойное сомнение» проявляет себя в законах, касающихся запретной близости (арайот), а также в сфере имущественных отношений и кашерности пищи (первое издание этой книги появилось в Салониках в 5559 /1799/ г.).
В 5449 /1689/ году, когда скончался первый Ришон леЦион — главный раввин Иерушалаима р. Моше Галанти (Маган; см.), тридцатипятилетний р. Моше Ибн Хабиб сменил его во главе еврейской общины святого города.
В этот период он написал хидушим (аналитические заметки) к нескольким трактатам Талмуда: особенно популярны его заметки, посвященные празднику Суккот, — они изданы отдельной книгой под названием Капот тамарим (Пальмовые ветви).
Полтора века спустя эту книгу прокомментировал выдающийся законовед и мыслитель р. Акива Эйгер (см.).
Р. Моше Ибн Хабиб умер в 5456 /1696/ году, в возрасте сорока двух лет.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»