Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Богдан Хмельницкий, Страдание, Убийство, История, Опасность, Жестокость, Рав Александр Кац
Раби Натан-Нета бар Моше Ганновер; убит в 5443 /1683/ г.) — выдающийся проповедник и кабалист, летописец своей эпохи.
Родился в г. Остроге на Волыни. Изучал Тору у отца, а затем в знаменитой ешиве Острога.
В 5408 /1648/ году, когда казаки захватили Острог, отец р. Натана был убит, а ему и членам его семьи удалось спастись и бежать в г. Межирич, а оттуда в Прагу. После долгих скитаний р. Натан прибыл в Амстердам — по пути он выступал во многих общинах с публичными проповедями (драшот), в которых рассказывал о трагедии, пережитой евреями Украины, и призывал сынов Израиля к раскаянию и духовному возрождению.
В 5412 /1652/ году р. Натан Ганновер переехал в Италию и стал раввином портового города Ливорно. Спустя некоторое время он переселился в Венецию и там сблизился с группой кабалистов, изучавших духовное наследие р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.). Эту группу возглавлял цфатский посланец р. Биньямин Алеви.
В этот период р. Ганновер составил сборник молитв и духовных гимнов, написанных им в духе кабалы Аризаля. В сборник, получивший название Шаарей цион (Врата Сиона), были включены песнопения для полуночной молитвы Тикун хацот, а также гимны (пиютим) и элегии (кинот), предназначенные для исполнения в канун новомесячья (Йом кипуркатан), в праздник Шавуот и в день Ошана раба (седьмой день праздника Суккот).
В последующих поколениях этот сборник многократно переиздавался.
В 5413 /1653/ году в венецианской типографии р. Ганновер издал свою историческую хронику Йевен мецула (Трясина), в которой подробно описал все, что видели его глаза в дни восстания казаков на Украине.
«…Началось бегство, — вспоминал он. — Те, у кого была повозка и лошадь, уезжали на них, остальные, побросав все свое имущество, просто убегали с женами и детьми… По всей дороге от Острога до Дубно, на протяжении семи верст, лошади тащили повозки в три ряда… По пути нас нагнали три еврея на конях и сказали: “Враги настигают нас… мы едва спаслись!”. И тогда среди наших братьев началась великая паника — многие женщины и мужчины в суматохе растеряли детей и попрятались в лесах и пещерах». Но осбенно страшна была участь тех, кто не успевал уйти от врага: «С одних казаки сдирали кожу, а мясо кидали своим собакам; другим наносили тяжкие раны, но не добивали, а бросали медленно умирать. Многих закапывали живьем. Грудных младенцев резали на руках матерей, а многих разрывали на части… Иногда сваливали кучи еврейских детей и делали из них переправы через речки для проезда».
Подлинные причины трагедии р. Ганновер, в полном соответствии с еврейской традицией, видел не во внешних обстоятельствах, а в падении духовного уровня общин Украины: отдавшись стяжательству, многие выполняли заповеди только формально. Повествуя о гибели десяти тысяч евреев г. Полонного, автор говорит: «И был среди них мудрец и знаток кабалы по имени р. Шимшон Острополер — к нему ежедневно являлся ангел-вещатель и обучал его тайной мудрости… И еще задолго до катастрофы поведал ангел-вещатель р. Шимшону, что, дабы смягчить приговор Небес, евреи должны совершить великое покаяние. И много раз проповедовал р. Шимшон в доме молитвы, призывая людей к раскаянию. И действительно, во всех городах произошло великое покаяние, — но произошло оно слишком поздно, потому что приговор был уже подписан».
В своей хронике р. Ганновер с благодарностью рассказывает о том, как еврейские общины других стран помогали беженцам: «Их приютили в Моравии, Австрии, Богемии, Германии и Италии — кормили, поили и одевали».
Хроника Йевен мецула получила признание в качестве самого объективного и авторитетного исторического источника, повествующего о событиях того времени.
Перу р. Ганновера принадлежит также многоязыковый словарь Сафа брура (Ясный язык), в котором дается перевод слов святого языка — иврита — на латынь, а также на итальянский и немецкий языки.
Последний период жизни р. Ганновер провел в Восточной Европе. Он был убит в моравском городке Унгриш-Брод двадцатого тамуза 5443 /1683/ года, в дни войны между Австрией и Османской империей, — шальная пуля поразила его во время молитвы.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти