Темы: Знакомства, Правила шидуха, Ципора Харитан, Чувства и разум, Отношения до брака
Здравствуйте!
У нас с подругой возник спор, который мы никак не можем разрешить. Мы обе баалот тшува. Обе начали соблюдать мицвот (заповеди) в возрасте 11-12 лет. Ей 14, мне 16 лет. Но то, что ей 14 лет, не значит, что она мало что знает, она очень много чего знает в иудаизме. Вопрос: «Есть ли дружба между парнем и девушкой, и можно ли в подростковом возрасте просто общаться с противоположным полом?»
Моя точка зрения: нет и не может быть. Все мы знаем про минное поле, которое огораживают аж за несколько метров, чтобы человек случайно не наступил на мину. Так же и мудрецы, которые ограждают людей от возможных нарушений мицвот. Правильно?
Посмотрев все источники, прочитав кучу статей на вашем чудесном сайте, я поняла, что нельзя общаться в нашем возрасте с противоположным полом. Я так считаю, да и, я уверена, не одна я, так как в нашем подростковом возрасте особенно парни рассматривают девушку не как друга, а как… я даже не знаю, как это сказать. Ну, как женское начало, к которому их влечет, надеюсь, я правильно выразилась. И лучше оградить себя от пустых разговоров с противоположным полом. Верно?
А подруга считает, что нет ничего такого, если просто дружить с человеком противоположного пола.
Так кто же из нас всё-таки прав? N.
Уважаемая N.,
Возвращаюсь к вопросу, который Вы задали на нашем сайте перед Рош а-Шана, — о дружбе между парнями и девушками.
В первую очередь, давайте вспомним: слова «иш» (איש) и «иша» (אשה), которыми названы «мужчина» и «женщина» в Танахе, вместе содержат две части — Имя Всевышнего (буквы йуд и hэй) и слово «эш» (אש) — «огонь».
Что же за огонь такой, из которого сотворены мужчины и женщины? Ясно, что речь идет об огне страсти. Так вот, в слове «иша» — «женщина» — слово «эш» — «огонь» — написано ПО ПОРЯДКУ букв, а в слове «иш» — «мужчина» — буква из Имени Всевышнего разделяет «огонь» на две части.
Получается, что немыслимо для мужчины удержаться от огня страсти без Имени Всевышнего. А в буквальном смысле — мужчина обязательно «загорится», если не напомнит себе, что на нем лежит долг воздерживаться от запрещенных связей. То есть, в самом процессе Творения мужчина и женщина были сотворены как разные существа в своем отношении к противоположному полу.
Если в глазах женщины отношения с мужчиной могут быть чисто романтическими, то мужчина крайне редко сможет долго удерживаться на этом романтическом уровне, обычно ему захочется большего. При этом я вовсе не хочу сказать, что он, не дай Б-г, будет «развратным» и «испорченным», а всего лишь — что он будет мужчиной.
А как для мужчины романтика для него — только некий вступительный шаг, предисловие к гораздо более желательным для него отношениям. Опять повторю: я абсолютно ничего не хочу сказать о «развратности» и «испорченности» мужчин, а только о том, что физическое притяжение к противоположному полу у них гораздо сильнее, чем у женщин, особенно, в молодости.
Неопытная девочка видит в мальчике очень приятного партнера для бесед, а мальчик, даже если ему нравится с ней говорить и он охотно поддерживает беседу, в первую очередь ощущает ее как женщину. И опять повторяю — речь совершенно не идет о какой-либо «испорченности».
Но мы должны понимать, что Всевышний сотворил нас разными. И даже самому скромному мальчику придется приложить очень большие усилия (допускаю даже, что ему это удастся), чтобы вести себя с девочкой «как с другом». То есть так, как предлагает на это смотреть Ваша подружка.
Большинство же по самой своей природе видят девочку как женщину, которая их притягивает и физически.
А теперь: если мне мальчик нравится, то с какой стати я буду причинять ему страдания просто ради того, чтобы самой приятно провести время? А если я на него действительно смотрю только как на друга, то кто сказал, что и он на меня так смотрит? А раз так, то получается, что я опять его мучаю ни за что. То есть мне — удовольствие, а я даже не пытаюсь спорить, конечно же, оно есть. А ему — ???
То есть, если мы честны с собой и с другими, то не будем создавать трудности другому человеку, чтобы самим получить удовольствие.
И последнее, что надо добавить: мальчик, который очень хочет, но воздерживается, страдает иногда буквально на физическом уровне, что девочки далеко не всегда хотят понимать. А если мы попытаемся избавить его от этих страданий, то Вы сами понимаете, в какую область мы вступаем. И тут уже сложно говорить о полной невинности таких отношений.
Поэтому, если мы хотим настоящей любви и счастья, то не надо срывать незрелые плоды.
Желаю не испортить свою жизнь и свой взгляд на будущее и чистую любовь, которой, увы, надо еще подождать, Ципора Харитан
N. B.:
Хочу только добавить, что принято считать: незрелые плоды вредят здоровью и могут даже в некоторых случаях совершенно его разрушить… Понятно, что сейчас я говорю немножко аллегорически, но смысл от этого не меняется. Если мы хотим со временем радоваться и наслаждаться любовью, давайте не будем себе это портить ради нескольких часов быстрого удовольствия и развлечения, которые, кстати, очень часто разочаровывают.
С большим уважением и пожеланием и дальше проявлять тот ум и понимание, которые видны в Вашем письме, Ципора Харитан
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.