Темы: Наказание, Ципора Харитан, Наши родители, Отношения с внуками, Конфликты с родителями, Насилие
Уважаемые раввины. В свете усиливающихся споров об отношениях между родителями и детьми хочется прояснить все детали. Вот фраза из статьи рава Арье Кармеля: «Если родитель или учитель вынужден ударить ребенка, тем самым он признает, что допустил ошибку в воспитании».
Почему вообще дозволено взрослому человеку, отвечающему за становление здоровой детской личности, поднимать руку на маленького и слабого? Это полностью противоречит Торе, где унижение достоинства считается тяжёлым преступлением (написано в той же статье).
Если бабушка/дедушка ударили внука из-за пустяка, может ли прямой родитель, сын/дочь бьющих ответить тем же обидчику? Можно ли вызвать полицию, если родители так себя ведут? N.
Уважаемая N.,
Телесное наказание маленьких детей когда-то воспринималось как легитимное — при условии, что учителя или родители не срывали на детях свой гнев, а наказывали продуманно.
В этой области есть четкие ограничения, которые упоминаются в Талмуде. Например, нельзя бить детей в три траурные недели перед Тиш-а бэ-Ав, чтобы, не дай Б-г, не случилось несчастья, нельзя бить ребенка, который физически способен дать сдачи взрослому и т. д. Т.е. этот метод не рассматривался как единственно правильный, но им пользовались.
Сегодня и закон, и раввины говорят, что в том обществе, в котором мы живем, от физического наказания вреда много больше, чем пользы.
Но теперь — ко второй части Вашего вопроса. Дедушки и бабушки, которые и сами были выращены в атмосфере физических наказаний, иногда в силу своего возраста недостаточно гибки, чтобы понимать новые методы воспитания, и по-прежнему считают, что побои — это правильный метод.
Ни в коем случае никогда родители не могут защищать своих детей, поднимая руку на собственных родителей. Но они могут не позволять это и даже физически удержать руку родителя, поднятую на ребенка (только если не помогают слова, убеждение и — не применяя, со своей стороны, ни малейшего насилия к родителям, даже если те как бы «нарываются»).
Что касается полиции, то я бы все-таки предложила пригрозить ею, только если речь идет о каких-то настоящих побоях, которые невозможно остановить иным способом. Но и тогда сперва пригрозить и, только если и это не поможет и сложится ситуация опасная для детей, вызвать полицию.
А вот не ходить к родителям с детьми или сказать, что Вы не сможете их пускать к себе, если они будут бить детей без Вашего согласия, — это возможно. При условии, что в этом разговоре не будет никакой грубости и наглости, а только очень четкое объяснение, к чему Вы не готовы в отношении своих детей.
Я не имею понятия, в каком возрасте родители, но иногда старческая деменция ведет к тому, что человек становится очень груб и опасен для окружающих. Если есть и другие признаки, то, возможно, это болезнь, а не непонимание со стороны престарелых родителей. И тогда, опять-таки, надо защищать детей путем удаления от бабушек-дедушек. Но полиция здесь совершенно ни при чем, а нужен психогериатр.
Желаю Вам сил и очень много мудрости в таком непростом испытании.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.