Темы: Мишпатим, Недельная глава
Недельную главу «Мишпатим» пересказать очень непросто: в ней перечисляется около 50 заповедей! Большая часть из них — заповеди, касающиеся отношений между людьми: законы о рабах (как к ним нужно относиться и каким образом они могут выйти на свободу), законы об убытках, о запрете колдовать, лгать, лжесвидетельствовать. Другая часть — заповеди о соблюдении седьмого года (шмиты), выкупе первенцев, празднике Песах, о запрете поклоняться идолам, и многие другие.
Что такое законы об убытках? Например, если кто-нибудь выкопает на улице яму и оставит ее без ограждения, и туда упадет чей-то бык или осел — то вырывший яму должен оплатить хозяину быка (или осла) стоимость погибшего животного. Но при этом может забрать это погибшее животное себе: его можно продать, использовать шкуру — чтобы вернуть себе часть потерянных денег.
Вот еще пример: встретились в поле два быка, поссорились, и один забодал другого. Что делать хозяевам? Тора говорит: нужно продать и живого быка, и мертвого — и разделить деньги пополам. А что, если первый бык всегда был очень бодливый и агрессивный, и хозяина об этом уже предупреждали («не выпускай своего быка в поле с другими, он может кого-нибудь забодать»)? Ведь хозяин мог предотвратить беду? Тогда он обязан заплатить хозяину убитого быка столько денег, сколько стоил бы живой бык. Ну а тушу может забрать себе.
Вот живут два соседа: у одного отара овец, а у другого огород. Первый сосед не запер сарай с овцами, те вышли на огород второго соседа и все поели и потоптали. Кто должен возместить убытки хозяину огорода? Правильно, хозяин овец. Назавтра он хорошенько запрёт сарай. Но вот хозяин ушел, а в дом забрался вор, отпер дверь сарая, украл быка и убежал. Овцы вышли и снова погубили соседский огород. Кто должен платить? Ведь первый сосед не виноват, он-то запер дверь сарая. Платить должен вор, если его поймают, конечно, — а также должен вернуть первому соседу украденного быка. А если вор уже быка успел продать, то должен заплатить первому соседу в пять раз больше, чем стоил бык. А если вору нечем будет платить? Тора отвечает: тогда вора нужно продать в рабство, чтобы отработал украденное.
Вот два друга: один уезжает и оставляет второму на хранение своего осла. Приезжает, а второй говорит: нету осла, у меня его украли. Смотрит первый, а в загоне стоит его осел! Тогда оба должны пойти в суд, и рассказать, как все было — и если решат судьи, что хозяин осла прав, то второй сосед должен заплатить первому в два раза больше, чем стоит осел.
Ещё пример: на поле у одного соседа ничего не растет, только колючки. А у второго растет пшеница. Решает первый сосед очистить свое поле от колючек и тоже засеять пшеницей. Проще всего колючки выжечь. Это и быстро, и руки не поранишь, и зола — хорошее удобрение. Подпалил сосед колючки. Запылал огонь, да и перекинулся на поле соседа, и сжег всю пшеницу. А это большой убыток! Кто должен платить? Тора говорит — тот, кто устроил пожар.
Во всех областях жизни есть сложные вопросы, и наша Святая Тора направляет и учит нас, как следует поступать, чтобы исполнить волю Ашема и жить в мире и согласии с нашими братьями-евреями и другими народами.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.