«Ибо только Ог, царь Башанский, остался из Рэфаимов. Вот одр его, одр железный… девять локтей длина его и четыре локтя ширина его, по локтю возмужалого» (Дварим 3:11).
Ложе Ога, царя Башана, было из железа, а не из дерева, иначе оно не смогло бы выдержать его веса. Девять локтей были не обычными локтями — ложе длиной в пять метров ему бы не подошло. Это были «локти возмужалого», то есть, самого Ога — так объясняют Раши[i] и Рамбан[ii].
Но ведь рост обычного человека — около трех локтей[iii], и кровати длиной в четыре локтя такому человеку вполне достаточно. Почему же ложе Ога было в девять локтей?
Раби Овадья Сфорно[iv] пишет, что «локоть возмужалого» означает локоть древних гигантов, Рэфаим, последним из которых и был Ог. Он был не только последним в их роду, но и превосходил их величиной в два раза. Однако Моше Рабейну одержал над ним победу легко — благодаря помощи Свыше.
«Ибо справедливо слово Б-га, и всякое дело Его верно» (Тэилим 33:4). Вера — это ясное понимание того, что в каждый момент Творец наблюдает за всем, что происходит в мире: за успехами и неудачами, радостными и печальными событиями, случающимися как с каждым из нас, так и с обществом в целом. Всё приходит от Б-га, как сказано у царя Давида: «Он — Господь Б-г наш, по всей земле суды Его» (Тэилим 105:7).
Рассказывают о Мудреце из Барселоны, рабейну Барзилае. В молодости он, как все юноши, женился, и у него родились трое детей. Но когда ему исполнилось тридцать, его жена и дети умерли… Рабейну Барзилай не пал духом, он полагался на Б-га.
В возрасте 35 лет он снова женился, и у него родились еще трое детей. Когда ему исполнилось 50, он потерял и эту семью из-за страшной эпидемии. Его горе было непереносимо, но Мудрец из Барселоны не отчаялся окончательно.
Он женился в третий раз, и в этой семье у него также было трое детей. Однако когда ему исполнилось 70, он вновь потерял всю семью… Вдобавок ко всем несчастьям, на этот раз он был разорен.
Однако вскоре началась война между Испанией и Португалией, и испанский король стал искать способного человека, который сумеет обеспечить снабжение его армии. В результате он назначил на эту должность Мудреца из Барселоны. С тех пор финансовое положение раби Барзилая укрепилось и в конце концов он по-настоящему разбогател.
В 75 лет Мудрец женился в четвертый раз и у него родился сын, который стал известен как раби Йеуда из Барселоны[v] — один из величайших ришоним[vi], «ранних» мудрецов, просветливший Торой глаза народа Израиля.
Иногда именно изнутри бедствия прорастает спасение, несущее с собой счастье и надежду. Поэтому сказал Раби Акива[vii] (Брахот 60 б): пусть всегда говорит человек: «Всё, что совершает Милосердный, — во благо».
Иногда нужно время, чтобы увидеть добро, «прорастающее» из тяжелых событий. А бывает, что мы так и не узнаем, какое добро выросло из них. Ведь «Сокрытое — это Господу, Б-гу нашему, а открытое — нам и сынам нашим навечно…» (Дварим 29:28).
Но наша обязанность — знать, что Творец всё делает нам во благо, подобно доброму отцу, который хочет лишь помочь своим детям. Ведь сказано (Эйха 3:38): «Не из уст ли Всевышнего исходят бедствия и блага?» (Эмуна Брура)
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
[iii] Локоть (мера длины 1 ама = 48 см (Аграх Наэ) или 57,6 см (Хазон Иш), фут.
[iv] Раби Овадья бар-Яаков Сапорно (Сфорно; ок. 5230-5310 /ок. 1470-1550 Италия) — знаменитый комментатор Писания.
[v] Раби Йеуда бар-Барзилай а-Барцелони — выдающийся законоучитель и каббалист. Ввел термин «Каббала» для обозначения сокровенных разделов Торы. Написал комментарий на основополагающий каббалистический труд «Сефер Йецира» (Книга Творения), автором которой считается наш праотец Авраам. Также составил ряд значительных законодательных сборников.
[vi]Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — еврейские законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 века.
[vii] Раби Акива бен-Йосеф (3775-10 тишрея 3896 / 15-135, Эрец-Исраэль) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен, глава поколения после разрушения Второго Храма.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина