Темы: Ашгаха пратит, Бемидбар, Оцарот, Рассказы
«Возьми левитов вместо всех первенцев сынов Израиля…и будут левиты Моими» (Бемидбар 3:45). Первоначально служение Всевышнему было возложено на первенцев. Но раз Всевышний знал, что первенцы согрешат и служение перейдет к колену Леви, почему Он не избрал левитов сразу? Почему сначала избрал первенцев, а потом отстранил их?
Гаон раби Йеуда Эльбаз[i] отвечает: благодаря этому мы постигнем сердцем, что грех отдаляет человека от Творца и «запирает перед ним дверь» так, что он не может приблизиться. Как бы ни был этот человек прежде дорог Творцу… И, зная это, мы станем избегать греха как огня и ловушки.
А что помогает человеку, который отдалился, вернуться к Творцу, видно из следующей истории.
Рассказывает участник истории:
Мы ехали из Бейтара в Иерусалим с восьмилетним сыном, он был записан к врачу на 4 часа дня. Выехали заранее, но пробка на въезде в город смешала все планы.
Автобус медленно полз в пробке. Незадолго до четырех мы решили сойти на остановке и поехать на такси. Денег на оплату такси не было, но я обещал водителю занять в регистратуре. Он согласился, хотя ему пришлось бы ждать.
Но пробка для всех видов транспорта одна, и с такси случилось то же, что и с автобусом. Машина медленно ползла по шоссе, а часы бежали вперед. Ребенок начал плакать. Ему хотелось, чтобы всё было уже позади, а тут визит к врачу мог и вовсе не состояться. Мы позвонили в поликлинику, там ответили, что врач уходит в 4:30 и, если мы не успеем, придется перенести очередь на другой день.
Мама стала успокаивать ребенка, перешла на идиш. Она часто слушает уроки об «индивидуальном Провидении», поэтому у нее нашлись слова, подходящие для этого случая:
— Сынок, ты же знаешь, Кто на самом деле устроил эту пробку и Кто решает, осуществятся наши планы или нет. Всё, что Всевышний делает, для нас хорошо. Даже если опоздаем, — ничего страшного, потому что это от Б-га. На все есть причина Свыше.
Ребенок успокоился и стал вторить матери, говоря, что мы все — дети Б-га и что Он заботится о нас.
Мы подъехали к поликлинике в 4:30. Поездка стоила 70 шекелей, а врача уже не было…
Мы собирались занять деньги, но тут водитель обратился к нам. На удивление — на идиш:
— Мне уже сорок четыре года, — начал он дрогнувшим голосом. — Я родился в семье, где говорили на идиш. В девять лет я всё оставил, думая, что в большом мире будет лучше. Но на самом деле мне не нравится моя жизнь. Я живу поверхностно, не рискуя заглядывать глубже. Ваши слова затронули мое сердце. Какая вера и чистота души… Для вас всё так просто и ясно. Хорошо быть таким ребенком.
Теперь мы всё поняли. Прежде мы только верили, понимали теоретически, а теперь уже — видели воочию, что съездили не зря. Не случайно автобус задержался, и мы взяли такси. На всякий случай мы обменялись телефонами с водителем.
И вернулись домой, даже не жалея о несостоявшемся визите к врачу, ведь у нас получилось освятить Имя Творца. А через час зазвонил телефон:
— Шалом, говорит Эли.
— Какой Эли?
— Таксист. Хочу рассказать вам, что я сделал после того, как мы расстались. Я поехал в синагогу Зихрон Мойше. Меня охватила сильная тоска, захотелось вернуться к Владыке мира. Тридцать пять лет я не открывал Сидур (молитвенник), а сегодня в первый раз с тех пор помолился. Плакал как ребенок. Разговор мамы с сыном, который я услышал в машине, произвел на меня такое впечатление, какого не могло произвести ничто на свете.
Еще через неделю Эли снова позвонил, чтобы вместе порадоваться:
— С прошлой среды я стал читать все молитвы в синагоге, а еще пошел в книжный магазин и попросил книгу на тему веры. Мне предложили «Врата упования» из книги «Обязанности сердец»[ii]. Это приближает меня к Отцу Небесному.
Секрет счастливой жизни — в том, чтобы произносить слова веры. Тогда дурные мысли отступают и человек несет благословение всему миру! (Меа у-Шнаим Сипурим)
[i] Раби Йеуда Эльбаз (5530-5607 / 1770-1847, Марокко) — судья, галахист, автор книг «Швут Йеуда» (записаны и изданы его сыном).
[ii] «Обязанности сердец» («Ховот а-Левавот») — знаменитый этический трактат, его автор — Рабейну Бахье бар-Йосеф ибн-Пакуда (11 век, Сарагоса) — выдающийся представитель еврейской этической мысли, поэт и философ. Этот труд был завершен в 4840 / 1080 году.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина