«И сказал Моше (обращаясь к) Йеошуа: выбери нам людей и пойди, сразись с Амалеком…» (Шмот 17:9).
Почему войну с Амалеком Моше возложил именно на Йеошуа — отрока, который не выходил из шатра? Разве не лучше было поручить это одному из опытных воинов народа Израиля?
Ответ нам поможет понять следующая история.
Однажды — дело было вскоре после окончания Гражданской войны в России —к гаону раби Йехезкелю Абрамскому[i], возглавлявшему тогда ешиву в Слуцке — на советской территории, пришла племянница гаона раби Баруха-Бера Лейбовича[ii], главы знаменитой Каменецкой ешивы. Она сообщила, что собирается тайно перейти польскую границу, и попросила раби Йехезкеля благословить ее на это опасное предприятие. Раби Йехезкель дал ей свое благословение, но на условии, что она возьмет с собой рукопись — первый том его книги «Хазон Йехезкель» — и доставит ее в Вильно (Вильнюс).
Девушка согласилась. С трепетом она взяла бумаги и обещала сделать всё, что в ее силах, чтобы доставить их в Вильно. Готовясь пересечь границу, она сшила листы рукописи в длинный свиток и обернула его вокруг тела.
Так она отправилась в путь в составе группы из тридцати человек. Но недалеко от границы группа наткнулась на советский пограничный патруль. Перебежчики укрылись во рвах и оврагах, но по их следам были пущены специально обученные собаки. Один из псов подбежал к яме, где пряталась девушка, сделал несколько кругов, принюхался — и внезапно помчался в другую сторону. Пограничники, разумеется, решили, что в яме никого нет.
Почти всех перебежчиков арестовали, но племяннице рава Лейбовича удалось благополучно уйти в Польшу.
Добравшись до Вильно, она поспешила передать рукопись гаону раби Хаиму-Озеру Гродженскому[iii] и рассказала ему, что произошло в дороге.
И рав Хаим-Озер ответил, что она обязана спасением именно этой рукописи — ведь пограничный пес, натренированный на запах человеческого тела, был сбит с толку чудесным «запахом Торы» (см. Маасэй Авотэйну, Бо).
Добавим: обернувшись рукописью раби Йехезкеля, девушка стала буквально «частью Торы». А против Торы грешники ничего не могут сделать.
Отсюда и ответ на наш вопрос. В народе Израиля можно было найти более искусных воинов, чем Йеошуа бин-Нун. Но Моше хорошо знал, что причиной нападения Амалека стал спад в изучении Торы. Поэтому Моше было ясно, что именно юноша, который не выходил из шатра, продолжая учиться, сможет максимально успешно сразиться с Амалеком. Ведь против заслуги изучения Торы, а особенно — против заслуги самоотверженности ради Торы Амалек бессилен. (Лэламедха)
[i] Раби Йехезкель Абрамский (Хазон Йехезкель; 5646-5736 / 1886-1976, Литва, Белоруссия, Москва, Сибирь — лагерь, Англия, Израиль) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Его труд «Хазон Йехезкель» («Видение Йехезкеля») — фундаментальный комментарий на Тосефту.
[ii] Раби Барух-Бер бар-Шмуэль-Давид Лейбович (5627-5700 / 1867-1939, Белоруссия, Литва, Украина, Польша) — выдающийся исследователь Талмуда, педагог, судья раввинского суда в Вильно. Ближайший ученик рава Хаима Соловейчика (раби Хаима Брискера).
[iii] Раби Хаим-Озер бар-Давид-Шломо Гродженский (5623-5700 / 1863-1940, Белоруссия, Литва, Польша) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Учился в Воложинской ешиве, где был талмид-хавером (младшим партнером в учебе) рава Хаима Соловейчика. В 24 года стал главным законоучителем Вильно. Участвовал в учредительном конгрессе Агудат Исраэль, был избран на пост наси (председателя) руководящего органа этой конфедерации, Моэцет гдолей а-Тора (Совет выдающихся знатоков Торы). Особое внимание уделял делам милосердия, создав в Вильно образцовую систему помощи неимущим.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина