Темы: Недельная глава, Бемидбар, Оцарот
«Не истребляйте колено семьи Кеата» (4:18). Всевышний предупреждает коэнов, чтобы они хорошо накрывали храмовую утварь. Если они проявят небрежность, и левиты начнут разглядывать эти предметы, то левиты умрут, а вина будет висеть на шее у коэнов.
Гаон раби Моше Калфон говорил: «Отсюда видно, что если в общине есть нуждающиеся в помощи, нам не помогут отговорки, будто мы их не видели. Если проявим небрежность, с нас востребуют».
Следующую историю рассказал гаон раби Хаим Шинкер, глава ешивы «Даркей Моше». Случай относится к тем годам, когда он учился в Поневеже и спал в одной комнате с будущими гаонами раби Бен-Ционом Палманом и раби Моше-Аароном Броверманом.
Однажды перед шаббатом к ним в комнату вошел парень из ешивы с конвертом, где была большая сумма денег. Оставалась неделя до его свадьбы, и он получил эту сумму от родителей, чтобы заплатить за квартиру, где будет жить с женой. Он хотел спрятать конверт так, чтобы весть о нем не дошла до неправильных ушей. Решили выгрузить все вещи из шкафа для нестиранного белья, положить конверт в носок и поместить на дно шкафа, а затем вернуть и положить сверху остальные вещи.
На исходе шаббата этот парень вернулся взять деньги, но их не оказалось…
Его товарищи, жившие в этой комнате, перерыли весь шкаф, проверили каждый предмет одежды, но денег не было. Никаких признаков того, что в комнату пробрался посторонний вор, тоже не обнаружилось.
В тот день с ними в комнате был новый ученик из первой группы, который лишь недавно начал обучаться в ешиве. Он был тихим и скромным, знали его недостаточно хорошо. Он был свидетелем того, как прятали деньги. Естественно, он мог оказаться первым подозреваемым.
Этот молодой парень не был глупым. Он начал представлять, в какую беду он попадает. Сначала соседи по комнате подойдут к нему и тихо скажут: «У каждого бывают испытания. Видимо, ты свое не выдержал. Теперь по-тихому отдай деньги, и мы никому не расскажем».
Он, естественно, начнет все отрицать. Тогда этот случай станет известен в ешиве, и все скажут: «Кто же еще мог быть вором? Только этот молодой парень, поскольку остальные в комнате известны своей праведностью».
Спустя несколько минут, Бен-Цион Палман стал шептаться о чем-то с Аароном Броверманом. Они посидели молча. Затем Броверман снял пиджак, шляпу и свитер. Молодой парень почувствовал, что его конец приближается. Но вместо этого Броверман наклонился и полез внутрь шкафа для белья. Спустя минуту, он вытащил оттуда конверт с деньгами. Произошло чудо! Оказалось, из-за тяжести вещей трещина на дне шкафа расширилась, и конверт провалился в нее. Ниже было отверстие канализационной трубы, но носок с деньгами зацепился за гвоздь и не упал туда.
О чем же шептались между собой два парня в комнате перед этим? Бен-Цион, понимая, что кроме их молодого соседа, подозревать некого, обратился к Аарону и сказал: «Прежде, чем подозревать кого-то, давай вспомним слова Хафец Хаима. Всевышний дал человеку кривое мышление, чтобы, когда он захочет заподозрить кого-то в недостойном поступке, сначала своим кривым мышлением поискал для него оправдание. Давай же подумаем самым кривым образом, куда еще деньги могли пропасть».
В эти дни, готовясь к дарованию Торы, следует помнить этот принцип: даже когда человеку кажется, что он прав, и тому есть доказательства, это все равно может быть не так. Нужно снова и снова проверять себя (Шлемим Ми-Цион).
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.