«…и тебя избрал Б-г быть Ему особым народом…» (Дварим 14, 2). Один аврех (женатый человек, изучающий Тору) из Санедрии (район Иерусалима) рассказал нам о случае, который его удивил. Из рассказа видно, что «простых евреев» не бывает и что мы никогда не можем знать, на ком держится мир.
«Недалеко от меня, — рассказал он, — живет старик, которого можно описать только словами “простой еврей”. Весь его вид говорит о простоте. Он ходит в убогой одежде, у него почти нет зубов. Утром отправляется на один из иерусалимских рынков с коляской для покупок и приносит продукты, необходимые ему на день.
Я никогда не видел, чтобы он сидел за книгой и учился. Он молится в местной синагоге и там тоже выглядит самым простым человеком, которого только можно себе представить. Никаких признаков богобоязненности или святости.
Он живет в одноэтажном доме, и, кажется, является единственным жильцом, поэтому никто не интересуется, что там происходит».
Аврех-рассказчик работает сойфером — он пишет тфиллин и мезузот. Однажды тот старик постучался к нему и попросил проверить тфиллин.
«Проверка показала, что коробочки тфиллин не отвечают требования кашерности, и старик очень просил заменить их в тот же день, чтобы на следующий молиться уже с новыми коробочками. Я согласился, и мы решили, что, если я закончу работу поздно, то повешу тфиллин ему на дверь.
Работа была закончена только в два часа ночи, и, несмотря на поздний час, я вышел из дому, чтобы повесить тфиллин на дверь. Был уверен, что старик уже спит. Но, подойдя, увидел, что в одной из комнат горит свет. Поскольку дом был одноэтажный, можно было заглянуть внутрь. То, что увидел, я не смогу забыть.
Если кто-то думает, что я увидел пророка Элияу, то сразу скажу, этого не было… Я увидел, что этот простой еврей — совсем не прост. Он сидел и изучал Гмару, упорно, не отрываясь…
И когда я зашел в комнату, он не услышал. А я увидел, что он учит трактат Звахим, ни больше — ни меньше. Ничего подобного я не мог ожидать. Не мог поверить, что это тот самый старик, который каждый день ходит на рынок с потрепанной коляской.
Я окликнул его, мы заговорили, и он сказал, что весь день учится дома один и ему удалось таким образом несколько раз завершить изучение всех шести разделов. И, действительно, когда мы заговорили, я увидел, что он прекрасно владеет многими талмудическими темами и все сложные вопросы для него ясны. И еще я почувствовал, что его трепет перед Небесами и святость велики.
Удивительно. Таковы сыновья Всевышнего. Нет, нет “простых евреев”».
Другой серьезный аврех рассказал нам, что во время каникул ему пришлось вызвать электрика. Он пригласил одного специалиста из Бней-Брака. Тот спросил, к которому часу приходить, и аврех ответил, что лучше всего к половине восьмого — в это время он возвращается со своего постоянного «каникулярного» урока. И что же сказал электрик? Слушайте внимательно: «Я не могу полвосьмого, потому что полдевятого читаю Маарив (вечернюю молитву), а у меня обычай приходить в синагогу за полчаса до молитвы — чтобы подготовиться и отойти немного от атмосферы, царящей на улице. Так что полвосьмого нет смысла приходить — работа точно займет больше получаса».
У электрика — обычай приходить в синагогу за полчаса до молитвы. А у нас какие обычаи?.. (Бархи Нафши)
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.