«Скажи коэнам» (21:1). Человек, который знает, что только своими силами может достичь высоких ступеней в служении Б-гу, будет стараться сам обрести все добродетели. Но тот, кто принадлежит семье великих мудрецов, иногда полагается на свою родословную и унаследованные качества и расслабляется в работе над собой. Согласно этому принципу раби Элимелех из Лиженска объясняет приведенную фразу: «Скажи коэнам, сынам Аарона — принадлежащим к великому роду — не оскверняйтесь душой из народа своего». Не оскверняйте свою душу, гордясь «своим народом», то есть вашей родословной. Вместо этого постарайтесь достичь совершенства собственными силами.
Раби Дов Бериш Виденфельд, гаон из Чебина, был одним из уникальных мудрецов последнего поколения, принадлежащих к выдающейся семье. Хотя он был самым известным среди своих братьев, но и они стали гигантами в Торе и служении Б-гу. У таких детей непременно должен был быть особый отец. Только тот, кто сам увенчан всеми добродетелями Торы, может вырастить мудрецов такого масштаба.
В биографиях гаона из Чебина, «князя Торы», немало рассказывается о его великом отце — раби Яакове, авторе книги «Кохав ми-Яаков». Кроме своих талантов и быстрого интеллекта, он отличался невероятным постоянством и погружением в изучение Торы.
Однажды автрийский король Франц Йозеф приехал в их деревню. Вся деревня была охвачена волнением. Этого короля уважали в разных странах мира, и если он приезжает в маленькую деревню, кто же не захочет увидеть его?
Все вышли навстречу королю. Не только торговцы и жители деревни, но и изучающие Тору хотели воспользоваться возможностью произнести благословение «Давший от славы Своей человеку из плоти и крови». Бейт-мидраш остался пустым. Лишь один человек продолжал учиться и не оторвался от листа Гмары даже ради возможности поучаствовать в историческом событии. Это был мальчик Янкеле Виденфельд, влечение которого к Торе было превыше любых других понятий.
Зять гаона из Чебина рав Б. Ш. Шнеурсон добавлял к этому рассказу, что истинное мерило любви человека к Торе состоит в том, насколько увлекают его другие вещи… (Бархи Нафши)
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.