«Вот одежды, которые вы сделаете» (28:4). Был случай с женихом, который подошел к одному из великих учителей Торы и пожаловался на то, что невеста выразила желание, чтобы он не надевал длинный фрак, хотя до сих пор он обычно носил именно его.
Жених был весьма огорчен и заявил, что такая просьба невесты настолько досаждает ему, что он готов сообщить ей о расторжении помолвки. «Нельзя ей вмешиваться в такие вопросы», — сказал жених раву.
И что же ответил ему на это рав?
Слегка успокоив его, он пошел вместе с ним на один из ближайших холмов и указал ему на извилистую дорогу, тянущуюся к вершине высокой горы. Затем он задал вопрос: «Зачем понадобилось прокладывать дорогу в такой причудливой форме? На первый взгляд, гораздо удобнее было бы, если бы ее сделали прямой!» И тотчас рав сам себе ответил: «Нам остается придти к выводу, что для достижения вершины предпочтительнее извилистая тропа, а не прямая. Лишь так можно наверняка попасть к цели».
Это относится и к прокладыванию дороги, и ко всем другим областям жизни. Чтобы достичь целей, которые мы перед собой поставили, нужно двигаться потихоньку, даже если это предполагает извилистую траекторию. Такой путь гораздо надежнее, и те, кто выбирают его, сумеют преодолеть все препятствия.
Этот великий учитель посоветовал жениху не бороться с просьбой невесты. «Со временем она увидит твои достоинства и поймет, что для тебя важен длинный фрак. Она согласится с этим. Вооружись терпением и посчитайся с ее мнением. Будь уверен — спустя некоторое время, она изменит его, и от всего сердца последует за твоим желанием».
Чему это можно уподобить? Человек попал в водоворот среди моря и теперь кружится на морских волнах. Всякий, у кого есть разум, понимает, что нельзя противодействовать водовороту, но следует вращаться вместе с ним, пока не достигнешь дна, а оттуда уже — рвануться вверх. Если будешь искать быстрого выхода и устремишься против движения воды, исход один — смерть.
Автомобиль встал на стоянку. Если водитель хочет развернуть его в противоположную сторону, он не сможет повернуть руль все время, пока он стоит. Решение просто — проехать немного вперед, и пока машина в движении, повернуть руль в любую сторону.
То же самое в нашем случае. Если муж хочет, чтобы жена ценила его и относилась к нему с должным уважением, пусть сам выказывает ей уважение во всем, в чем только можно. Пусть интересуется домашним хозяйством и не забывает хвалить ее работу. Тогда и она станет прислушиваться к нему и относиться к его словам соответственно, выполняя его просьбы. Нет у нас другого пути к успеху в становлении еврейского дома (Бархи Нафши).
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.