«Б-г Всесильный, Ты начал» (3:24). В книге «Таль а-Хаим» написано: «Мудрецы сказали, что Всевышний ждет от нас, только чтобы мы открыли Ему вход размером с игольное ушко — чтобы сделали первый шаг — а Он уже сделает все остальное и откроет нам вход размером с врата храма. Но в действительности даже первый шаг Всевышний помогает сделать. Это Он дает нам силу и поселяет в нас желание. Моше сказал: “Б-г Всесильный, Ты начал”. Начало тоже приходит от Тебя, поэтому я прошу лишь о безвозмездном даре…»
Одним из важнейших начинаний является первый период после свадьбы, который сильно влияет на всю дальнейшую совместную жизнь супругов.
Адмор из Гура, автор «Пней Менахем», дал одному из своих хасидов совет в форме притчи.
В одной стране жил добрый царь, который правил своими подданными с добротой и милосердием, и все любили и уважали его, стараясь исполнить все, что он приказывал.
В далекой деревне жил крестьянин, слышавший о величии царя. Он сильно хотел увидеть царя, но не так-то просто было осуществить такое желание. Однако крестьянина не остановили трудности — он решил продать свой деревенский дом и все хозяйство и купить квартиру в столице.
Так он и поступил, приобретя на вырученные с продажи деньги большое жилище. Когда же он увидел царя один раз, ему очень захотелось приблизиться к нему еще больше. Он решил купить квартиру в районе, где жил царь, но цены там были гораздо выше. Впрочем, желание крестьянина не знало границ — он продал свою большую квартиру и купил маленькую в центральном районе.
И каждый раз, как он видел царя, в нем разгоралась все большая любовь к нему, а душа его не ведала пресыщения. Он хотел сделать что-то доброе для царя.
В один прекрасный день ему пришла блестящая идея. Поскольку во дворце нуждаются в человеке, который топил бы печи, а он как бывший крестьянин хорошо разбирается в этом деле, он предложил себя на эту должность. Его приняли, а он со своей стороны делал свою работу «от всей души», вкладывая в нее все таланты, чтобы царю действительно было тепло.
Но и это не дало ему удовлетворения. Он видел, что уже не молод, и его беспокоило, кто займет его место в будущем. Он стал подготавливать слуг для царя, стараясь помочь им усвоить, что работу нужно делать не ради оплаты, а из благодарности царю за всю его доброту.
Слуги же мыслили в ином ключе, и их любовь к царю была не столь велика. Они занимались работой лениво и без всякого рвения.
Бывший крестьянин все думал и думал. В итоге он пришел к выводу, что единственным решением может быть… жениться и создать новое поколение, в «генах» которого будет такая же любовь к царю, как у него. Лишь тогда он сможет быть уверен, что его преемники станут исполнять свою работу не хуже, чем он.
Все это рассказал Адмор из Гура жениху, пришедшему получить у него благословение: «Самое большое благословение, какое я могу тебе дать, — это чтобы ты начал жить с таким же ощущением, какое было в сердце у этого крестьянина. Он хотел родить детей, создать новое поколение служителей царя, которые исполняли бы его волю с бесконечной любовью» (Леханех Бесимха).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина