«И говорил Всесильный с Моше» (6:2). Когда Моше стоял перед фараоном и требовал отпустить народ, тот не только не отпустил евреев, но и сделал их рабство еще тяжелее: «Солому не будут давать этому народу, а количество кирпичей пусть делают». Моше Рабейну, любящий Израиль, воскликнул с душевной болью: «Зачем Ты сделал зло этому народу?… С тех пор, как я пришел к фараону говорить от Твоего имени, стало только хуже этому народу, а спасти Ты не спас его».
Мудрецы утверждают, что ангелы хотели поразить Моше за его слова (Шмот Раба 5:22), и Сам Всевышний упрекнул его. Но тем не менее слова Моше были записаны в святой Торе, которая является руководством и наставлением для будущих поколений и — говорим мы с трепетом — для нашего тоже.
Чтобы понять точку зрения Моше, напомним, что около 350 лет назад были толкователи, утверждавшие, что избавление наступит в 1648 году (5408 по еврейскому календарю). Они нашли намек на это в святом Зоаре (Тикуней Зоар 40 а), в словах «С этим войдет Аарон в святилище» (Ваикра 16:3). Слово «это» (זאת) численно равно 408 (что указывает на 5408 год).
Мы ждем избавления каждый день. Это один из догматов иудаизма! Для избавления есть установленный срок, но его можно и ускорить (Санедрин 98 а). Думали, что его срок — 5408 год. И что же произошло? Начались страшные погромы, и сотни еврейских общин были уничтожены, а десятки тысяч евреев убиты.
Также в предыдущем поколении были мудрецы Израиля, считавшие, что избавление наступит в 5700 году (1940). Но это оказался год, когда нацисты начали отправлять шесть миллионов евреев в газовые камеры. Как такое возможно?
Нужно понимать, что срок избавления неоднозначен. Есть остановки в истории, «особые времена». Это похоже на кроссворд с несколькими вариантами решения. Каждое из них может оказаться верным. Так было и в 1648 году, и в 1940. Когда приближается срок, на небе разворачивается борьба. Михаэль, ангел Израиля, кладет на весы все заслуги евреев и исполненные ими заповеди. Против него выступает Самаэль со своими войсками и все обвинители, созданные нашими грехами.
Наши защитники ждут, что мы поможем им одержать верх — прибавим в Торе и заповедях. Но если поколение проявляет равнодушие, а тем более если совершает еще больше грехов, побеждает враг. И в этот год не только не происходит избавление, но и пробуждается кара, а народ Израиля тонет в крови, огне и дыме.
То же самое было и с египетским изгнанием. Для него были определены 400 лет, но посчитать их можно было по-разному — от союза Б-га с Авраамом, от рождения Ицхака, от спуска в Египет, от смерти Яакова и т. д.
Приближался конец 400 лет от рождения Ицхака, «особое время». Моше Рабейну был послан спасти евреев, но внезапно произошло ухудшение ситуации — бремя работы стало еще тяжелее. Он подумал, что именно из-за того, что свыше пробудилось милосердие, против него выступила и сила суда. И теперь обвинение победит, а избавление будет отложено на более поздний срок.
В данном случае он не был прав. Но его жалоба была записана на все поколения, чтобы научить нас этому принципу. В нашем поколении мы собственными глазами видим признаки избавления — народ собирается на своей земле, открываются новые центры изучения Торы. Но нужно знать: все это сопровождается большим обвинением, и мы должны укрепиться в Торе и заповедях, чтобы наши защитники на небесах победили, и засиял свет избавления (Майян а-Шавуа).
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.