«И увидел Б-г, что он свернул посмотреть» (3:4). Еще до того, как родился Моше Рабейну, астрологи фараона говорили, что вскоре появится избавитель евреев. Мирьям, его сестра, пророчествовала, что он освободит Израиль. И когда он родился, весь дом наполнился светом. Моше с рождения был готов стать избавителем, но время еще не пришло.
Когда же оно настало, ему было уже восемьдесят лет. Он в одиночку пас скот Итро в пустыне и подошел к горе Синай. Наверху был терновый куст, который горел и не сгорал.
«И сказал Моше: сверну же и посмотрю на это великое зрелище — почему не сгорает куст?» А в Мидраше мы читаем (Шмот Раба 2:6): «Раби Йоханан сказал: Пять шагов сделал Моше в тот момент. Раби Шимон бен Лакиш сказал: Он повернул лицо и посмотрел, как сказано: “И увидел Б-г, что он свернул посмотреть”».
Значит, если бы он оставался безразличным к этому зрелищу, если бы не повернул лицо, а продолжал следовать своим путем, ничего бы не произошло. Моше продолжил бы пасти скот, евреи погрузились бы в пятьдесят врат нечистоты, а куст продолжал бы гореть.
Один поворот головы, и все происходит!
Б-г открылся ему, послал его спасти народ и дать ему Тору.
Кто знает, сколько благ ожидает нас, сколько корон приготовлено для нас, если только сделаем пять шагов к «шатрам Торы»! Если только обернемся в их сторону, посмотрим на великий огонь!
Избавление Израиля началось с явления горящего куста. Это был самый низкий среди кустов, колючий и с шипами, но именно его выбрал Творец, чтобы явиться в пламени. В этом видении есть урок: даже если вы погружены в 49 врат нечистоты, вы еще можете подняться к раскрытию Шхины, как и произошло в тот раз.
Однако, с другой стороны, здесь имеется предупреждение: даже тот, кто удостоился раскрытия Шхины, должен знать, что все еще остается терновым кустом и с легкостью может впасть в грех.
Гаон раби Авраам Яфен говорил: верно, что даже «преступники Израиля полны заповедей, как гранат» (Брахот 57 а). Но в то же время человек должен знать, что он может быть полон заповедей и все равно оставаться в категории «преступников Израиля».
Поразительно: человек может быть «горящим терновым кустом» — гореть от изучения Торы, сосредоточения в молитве и исполнения заповедей, — и все равно колючий куст внутри него не будет сгорать, оставаясь в силе. Лишь немногие удостаиваются этого, и каждый должен стоять на страже: подбрасывать дров в огонь и восхищаться явлением Шхины, но при этом остерегаться шипов и злого начала (Майян а-Шавуа).
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.