«Аарон, брат твой, будет говорить с фараоном» (7:2). Моше Рабейну был совершенным человеком. В Гмаре говорится, что когда он родился, весь дом наполнился светом (Мегила 14 а). Почему же он был косноязычным? Такому человеку невозможно приписать никакого порока! В Мидраше об этом рассказывается следующее (Ялкут Шимони, Шмот 2).
Моше рос во дворце фараона. Однажды фараон посадил его себе на колени, чтобы поиграть с ним. Моше схватил его корону и бросил на землю.
Придворные астрологи стали говорить: «Вот о нем-то мы тебе и рассказывали — это он выведет евреев и погубит всю твою страну!»
Фараон стал советоваться со своими мудрецами. Среди них были Итро, Билам и Иов.
Праведный Итро сказал так: «Этот ребенок еще мал, он не понимает, что делает».
Злодей Билам сказал: «Он виновен и заслуживает смерти».
А Иов предложил тест: принести блюдо, на котором будет лежать золотая монета и горячий уголек. Если ребенок возьмет монету, значит, у него уже есть разум, и его следует казнить. Но если он потянется за угольком, станет ясно, что он не понимает, что делает, и тогда ему следует сохранить жизнь.
Моше потянулся, чтобы взять золотую монету, но пришел ангел и отодвинул его руку. В результате Моше схватил уголек, обжегся и засунул руку с угольком в рот, чтобы охладить ее. Так он стал косноязычным.
Рамбан объяснял, что Всевышний не стал его исцелять, чтобы память об этом чуде оставалась с ним.
А рабейну Нисим написал по этому поводу следующее. Моше был совершенным среди людей, но свыше намеренно сделали так, чтобы ему было трудно говорить. Ведь свои знамения и чудеса он явил в самой культурно развитой стране тех дней. Египтяне достигли огромных успехов в заговорах и колдовстве. Но и их волхвы должны были признать, что эти чудеса совершает «палец Б-жий». Таким образом, Тора исключила всякую возможную мысль, будто бы Моше увлек за собой толпу народа, включая и его вождей, силой красноречия и убеждения. Нет, он был косноязычным — ему было трудно говорить. Евреи пошли за ним не из-за красивых слов, но лишь потому, что он открыл им чистую истину.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.