Темы: Ваишлах, Оцарот, Личный пример, Ответственность
«И сражался человек с ним» (32:24). В нашей главе мы читаем о противоборстве Яакова с Самаэлем — ангелом Эсава. Нам трудно представить себе Яакова, избранного среди отцов. Не можем мы понять, как человек способен одолеть ангела. Пророк Даниэль, едва лишь увидев ангела, сразу лишился сил, и «души не осталось в нем» (Даниэль 10). И это только от одного вида ангела! Насколько же труднее должно быть бороться с ним! Но мы, как уже сказано, не представляем себе ни Яакова, ни ангелов. Зачем же тогда все это описано в нашей главе? Чтобы научить нас тому, о чем говорили мудрецы.
И о чем же они говорили? Рав Ицхак Абарбанель писал, что ангел Эсава старался найти слабое место у Яакова. Мудрецы уже отмечали (Брахот 61 а), что злое начало подобно мухе — оно отыскивает раны и тянется ко всяким нечистотам. Ангел не нашел слабого места, пока в итоге не поразил его в бедро — он поразил «выходцев из чресл его», то есть его потомков во всех поколениях. Всегда были евреи, которые сбивались с пути и попадали под власть ангела Эсава в те периоды, когда сыны Израиля находились у него в подчинении. Но вскоре уже засияет Солнце избавления — «И пришел Яаков в Шалем» (33:18). Все евреи спасутся и достигнут исправления, и никто не будет отвергнут. Таковы слова рава Абарбанеля.
А мы удивляемся: ведь ангел Эсава хотел победить самого Яакова и поэтому поразил его в бедро, и Яаков хромал после этого. Как можно вывести отсюда, что Самаэль распространил свою власть на некоторых его потомков?
Мы вынуждены сказать, что когда порок раскрывается в потомках, даже спустя многие поколения, корень этого порока уже содержится в предках! (впрочем, подчеркнем, что из этого не следует делать вывод относительно самого Яакова — это лишь урок, который преподает нам недельная глава).
«Когда есть убитый на земле, и неизвестно, кто сразил его». Если в еврейском народе появляется убийца, все страна волнуется. Мудрецы Санедрина отмеряют расстояние до ближайшего города, приводят телицу, старейшины города исповедуются, а коэны молятся: «Искупи народ Твой, Израиль, который Ты вызволил» (Дварим 21:8). Мудрецы толковали это так: «Это искупление способно искупить вышедших из Египта» (Орайот 6 а). Ведь если в народе Израиле появляется убийца, значит, он точно не получил надлежащего воспитания, и его родители нуждаются в искуплении. Также и родители его родителей, и все поколения до них, до самого корня проблемы, который должен был присутствовать уже в выходцах из Египта — в первом поколении!
Какую ответственность все это возлагает на нас, как на родителей. Если мы хотим, чтобы наши дети шли верным путем, по стопам своих предков, чтобы были полны веры и впитали в себя наследие своего народа, мы должны прежде всего следить за своими собственными путями — демонстрировать личный пример (Майян а-Шавуа).
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.