«Не различайте лиц в суде» (1:17). В нашей главе дана одна из 613 заповедей: «Не различайте лиц в суде». Мудрецы объяснили: «Есть заповедь назначать судей. И пусть не говорят: такой-то человек сильный или красивый, вот и сделаю его судьей». Рамбам выражает эту мысль так (Санедрин 3:8): «Если он не является мудрецом Торы и достойным судейского места, то несмотря на то, что он весь прекрасен и обладает многими другими добродетелями, не связанными с Торой и трепетом перед Небесами, или даже владеет знанием в других областях (так выразился Хафец Хаим в “Сефер а-Мицвот”), тот, кто назначает его судьей, нарушает запрет».
Все это верно. Но Тора обращается к каждому еврею, и ее уроки вечны. В этом законе тоже есть наставление для каждого. Принцип, стоящий за этим запретом, и глубокая идея, скрытая в этом божественном приказе, гласит: когда берешься судить, тебе нужно найти главное и поставить его выше второстепенного.
Красивый судья, у которого хорошо подвешен язык и приятная внешность, — почему бы и не выбрать его? Но не это главное. Это не должно идти за счет величия в Торе!
Представьте теперь, что нашим детям предлагают школу, у которой много плюсов: она расположена близко к дому, у нее красивое здание, есть площадки для игр. Только вот духовный уровень там неудовлетворительный. Общество в этой школе чуждо нашему духу, и воспитание далеко от того, что мы считаем правильным, не говоря уже о местах, где учат ереси и вседозволенности. Да еще в этой школе бывают случаи насилия, а дальше, может, еще и наркотики. Знайте же, родители, что главное, а что второстепенное!
Фактически, такое отношение уместно во всех сферах жизни. Когда ищут супруга или супругу для совместной жизни, надежды взлетают к небесам. Естественно, мечтают о красоте и хорошем характере, о личном обаянии и чуткости, о финансовой стабильности и богобоязненности. Проблема в том, что если есть такое существо, оно и само достойно кого-то совершенного, а это уж точно не мы. Нужно уметь идти на компромисс и знать, в чем можно уступить. А для этого надо знать, что главное, а что второстепенное. От учителей мы получили следующее: здоровье, хорошие личные качества и богобоязненность — это главное. Эти вещи лежат в фундаменте и в основе. Все остальное — украшения.
То же самое верно и при выборе места работы. Ясно, что все хотели бы быть в должности директора банка. Но если согласиться спуститься на твердую почву реализма, придется разрываться между доступными вариантами. Тогда следует оценить набор параметров: среднюю зарплату, возможности карьерного роста, тяжесть работы, стресс, рабочее время, территориальное расположение. А что насчет коллектива и отношений в нем? Не царит ли там атмосфера распущенности и легкомыслия, способная уничтожить серьезное отношение, погасить духовную искру? Все эти проблемы были испокон веков и уже вызвали немало страданий и разочарований.
Этим же принципом нужно руководствоваться и при выборе места жительства и установления места для молитвы. Это верно и в целом для выбора образа жизни и правильного поведения. Прежде всего — установить порядок приоритетов. Знать, что главное, а что второстепенное! (Майан а-Шавуа)
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.