В Вене, столице Австро-Венгрии, жил-был легендарный богач Шимон Ротшильд. Однажды он получил телеграмму о том, что несколько польских фабрик обанкротились, и их продукцию можно купить за полцены. Но с одним условием: оплата наличными.
Ротшильд решил использовать представившийся шанс. Он дал ответную телеграмму: «Выезжаю в среду».
Ротшильд не знал, что телеграфиста подкупила местная мафия, которая давно хотела ограбить миллионера. Десять грабителей купили билеты в сверкавший хрусталем и серебром вагон первого класса. Восемь должны были служить прикрытием, а двое — наброситься на Ротшильда.
Поезд прибыл в Варшаву. Из пропахшего потом и дегтем вагона третьего класса, в котором ехали сплошные бедняки, вышел неприметный человек в потертой и многократно залатанной одежде. Он пешком дошел до гостиницы, постучался в фешенебельный номер на втором этаже и вошел. Это был предусмотрительный Ротшильд, который днем раньше послал своего бухгалтера с деньгами в польскую столицу…
Наш мир полон соблазнов. Дурное желание, самый опасный преступник, подстерегает людей на каждом углу. Вся наша жизнь — это путешествие в грядущий мир. Евреи учат Тору, чтобы спастись от нападения. Заповеди, полученные ими от Творца, сводят к минимуму общение с эгоистичными и напыщенными пассажирами «вагона первого класса».
Наследственность праотцев
«Ангел, избавивший меня от всякого зла, да благословит отроков сих; и да будет наречено имя мое и имя отцов моих, Авраама и Ицхака, и да расплодятся они во множестве среди земли» (Вайехи 48:16). Текст благословения, которое дал праотец Яаков своим внукам, известен практически каждому еврейскому отцу. Мы произносим эти святые слова, обращаясь к собственным детям.
Что такое «да будет наречено имя мое и имя отцов моих, Авраама и Ицхака»? Согласно Рамбану, всем своим поведением евреи должны напоминать о праведности Авраама, Ицхака и Яакова. Давайте зададимся вопросом: воспитываем ли мы детей в этом ключе? Если сегодня, с Б-жьей помощью, придет Машиах, и мертвые восстанут из могил, признают ли нас Авраам, Ицхак и Яаков достойными наследниками? Милосердны ли мы, как Авраам? Б-гобоязненны ли, как Ицхак? Изучаем ли Тору, как «человек шатров» Яаков?
Мы упоминаем имена праотцев в каждой молитве. Если мы станем достойными их сыновьями, благословение Яакова сбудется.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.