«И преклонил плечи свои для ношения» (Вайехи 49:15). Вот история, которую рассказал раввин Галинский: «Однажды я поехал в США, чтобы найти спонсоров для учебных заведений в Израиле. Еврей-таксист, которому я рассказал о цели визита, дал целый ряд рекомендаций — А. любит хасидские притчи, расскажите ему одну; Б. учился у раввина В., процитируйте что-нибудь из его книжек; Г. постоянно изучает недельные главы Торы, поделитесь с ним интересным комментарием. И так далее.
Я поблагодарил водителя за ценные советы и спросил, стоит ли обращаться за пожертвованиями к бизнесмену Д. Таксист покачал головой: ой, ребе, этот человек не даст ни цента. Зато он любит цитировать трактат “Пиркей авот” — “Занятия Торой, не сочетающиеся с работой ради пропитания, не могут продолжаться долго и повлекут за собой грех” (Авот 2:2). А еще он продекламирует другой афоризм: “Таков путь постижения Торы: хлеб с солью ешь, и воду пей в меру, и спи на голой земле” (Авот 6:2).
Тем не менее, я решил направиться именно в офис Д. и предупредил таксиста: “Вы тоже пойдете со мной”. Тот удивился, но дал согласие.
Потенциальный спонсор оказался приветливым человеком. Он принял меня со всеми почестями, но предупредил: “Бездельникам я денег не даю. Рабби Гилель был дровосеком, рабби Йоханан — сапожником, а рабби Ицхак — кузнецом. Раши торговал вином, Рамбам зарабатывал на жизнь врачеванием. Хафец-Хаим помогал жене торговать…”
Я подготовился к такому повороту событий. “Вы правы, — сказал я бизнесмену. — Но у меня к вам дело другого свойства. Не могли бы вы разрешить спор между мной и таксистом?”
Сложно было сказать, кто больше удивился, богач или водитель, который и понятия не имел о том, что мы о чем-либо спорили. “Итак, — продолжил я, — этот таксист не берет с меня платы и тратит свое драгоценное время исключительно из уважения ко мне. Однако он хочет, чтобы я оплатил его расходы на бензин. Но ведь мои деньги — это деньги спонсоров, которые жертвуют на Тору, а не на топливо! А вы что думаете?”
Бизнесмен наморщил лоб и произнес: “Таксист прав. Всеми пожертвованиями, которые вам дают, вы обязаны ему. Он возит вас по всему городу и не требует денег. Вы должны, как минимум, компенсировать ему стоимость бензина”.
Я кивнул головой: “Спасибо. Нет ли у вас талмудического трактата “Брахот”?” Несговорчивый спонсор удивился и вручил мне необходимый фолиант. Я открыл вторую главу трактата и прочел: “Каждый вечер раздается голос с Небес: всё человечество получает пропитание благодаря заслугам рабби Ханины. А самому Ханине достаточно горстки плодов рожкового дерева, которые он ест от субботы до субботы”.
Там же рассказывается о рабби Хие, в льняной одежде которого завелись черви. Рабби Хия обратился за советом к рабби Йегуде а-Наси, который посоветовал вымочить ткань в воде, в которую добавлена кровь свежезарезанной курицы. Черви ее не переносят. В Талмуде задается следующий вопрос: когда рабби Хия и его сын приехали в Эрец-Исраэль из Вавилона, из-за их святости прекратились землетрясения, гром и молнии, вино прекратило скисать, а черви перестали поражать лён. Почему же пострадала одежда самого рабби Хии? Талмуд дает ответ: “Святость рабби Хии защищала весь мир, но не защищала его самого”.
Я обратился к бизнесмену: “Вы работаете и зарабатываете на жизнь. Но ученики ешив — это тот самый таксист, благодаря которому у вас есть деньги. Причем они не требуют ни процентов от ваших заработков, ни помесячной зарплаты, ни деликатесов. Всё, что им нужно, — это духовный бензин”.
Богач улыбнулся и признал мою правоту».
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.