«А теперь пусть усмотрит фараон человека разумного и мудрого» (Микец, 41:33)
Фараон растерян. Сон он видел, и не знает его толкования. Мудрецы, колдуны — все разочаровали его. В тюрьме сидит заключенный еврейский юноша, может он знает. Так Йосеф предстал перед фараоном, выслушал его — и растолковал.
Сон фараона один — семь лет голода проглотят семь лет сытости. И он может дать совет: пусть выберет фараон человека разумного и мудрого, который соберет урожай.
Минуточку, как назначил его фараон советником царя? Разве он спросил его, что делать? Позвал его растолковать сон, и он растолковал. Кто просил его высказывать свое мнение?
И писал маран Хидо, благословенна память праведника, что это мнение было частью толкования сна. Ведь если хотели сообщить фараону, что придут семь лет большого урожая, а за ними — семь лет голода, которые истощат страну, почему же он видел, что тощие коровы вышли из Нила «и встали возле тех коров (тучных) на берегу Нила»? Не иначе, как хотели этим намекнуть фараону, что когда в стране будет большой урожай, надо принять во внимание, что после этого им грозит ужасный голод и подготовиться к нему, видеть все, как будто это стоит перед глазами. Потому и сказал он, что надо собрать и накопить урожай. Это было сказано не в качестве совета, а как часть толкования сна! Так спасся Египет от голода.
Тора вечна, и указания ее вечны, а урок сна — подготовится к будущему, всегда готовить припасы в дорогу, обеспечение на «черный» день. И всегда с должным старанием.
Эту главу почти всегда читают в дни Хануки. Что позволило случиться чуду с кувшинчиком масла?
Тем кувшинчиком, который припрятали раньше на нужный момент. Фонд изобилия, отложенный на хранение.
Когда мы вдумаемся, увидим, что вся наша жизнь такова, и Тора беспокоиться, чтобы мы собрали духовные сбережения. Праздники влияют не только на сами дни праздников, но и все дни до следующего праздника. Так суббота распространяет свое влияние до следующей субботы, молитва — до следующей молитвы. Так, годы учения в подростковые годы влияют на годы учения в ешиве, они — «сберегательный фонд» для всей нашей жизни.
Зная это, воспользуемся субботой, ее молитвами и пиютами, песнопениями и чтением недельной главы Торы, чтобы они дали нам силы пройти в свете и радости будничные дни. Наполним ею духовные накопления до следующей субботы. (Мааян ашавуа)
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.