Темы: Воспитание детей, Дети, Субботы и праздники, Внимание к ребенку
Мой вопрос касается праздника Суккот. Наша сукка очень красивая. Мы с мужем ею очень гордимся. Я несколько лет сама делала украшения для нее. Муж специалист по всяким лампочкам и гирляндам. У нас двое сыновей. Пару лет назад они начали приносить из садика всякие, с позволения сказать, «украшения». Пока дети были помладше, я их просто выбрасывала. Теперь такой номер не пройдет. Поделки просто уродливые, на мой взгляд. Но мальчики этого совершенно не понимают. Не знаю, что делать — повесить их в сукке или нет? И если повесить, то может, где-нибудь в уголке?
Понимаю Ваши сомнения. Красивая сукка — предмет законной гордости. Изделия ваших сыновей вряд ли выдержат конкуренцию с украшениями, изготовленными Вашими умелыми руками.
Праздник Суккот — время нашей радости. Не только радости взрослых, но и маленьких детей. Они такие же евреи, как и мы, и иногда даже лучше, чем мы. По крайней мере, радоваться они умеют лучше. И большой грех лишить их радости в этот праздник.
Самое дорогое и красивое для нас — то, что мы сделали сами. И детям их изделие видится самым прекрасным на свете. Представьте, как горько им будет увидеть, что украшением, в которое они вложили всю душу, пренебрегают! Что плод их стараний, их труда — засунут в дальний угол, как что-то позорное и неважное?
Да, на наш искушенный взгляд эти украшения уродливы. Несовершенны. Представьте, если бы Всевышний так оценивал наши мицвот: а, вот эта молитва не годится, она была недостаточно искренняя, а вот эта цдака была просто мизерной, а вот это изучение Торы было слишком поверхностным… Ужас, что было бы. Так что не нужно лишней справедливости. Будьте милосерднее. Повесьте их украшения на видном месте и хвалите ребят за труд и за желание выполнить мицву!
Самая совершенная в мире сукка та, в которой царит мир и радость, а не та, которая богаче украшена. Ни в коем случае не обижайте своих мальчиков. Мицва «зэ Кели вэ-анвэу» дана нам не для того, чтобы мы могли похвастаться. Во всех суккот висят изделия, изготовленные не самыми ловкими детскими руками, это нормально и общепринято. И очень важно для душевного здоровья наших детей, что мы понимаем их чувства и принимаем плоды их труда с радостью и благодарностью.
Ваша сукка совершенна. И она будет в десять раз совершеннее, если в ней будет больше места пониманию и любви.
Веселого праздника всей Вашей семье!
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.