Темы: Наказание, Воспитание детей, Братья и сестры, Подростковый период, Ссоры и драки
Здравствуйте! У нас двое детей, мальчик и девочка. Мальчику 12 лет, а девочке 10. Они постоянно ссорятся! Не могут определиться, кто помоет посуду и т.д. Мальчик утверждает, что его всегда больше наказывают! Что делать? Помогите, как их помирить, что ли! С благодарностью, N.
Здравствуйте, N.
Вы задаёте замечательный вопрос, который волнует очень многих родителей, если не сказать больше: всех.
Всем родителям хочется видеть своих детей дружными, любящими друг друга, умеющими уступать и помогать друг другу. И, с другой стороны, очень тяжело видеть, как дети ссорятся.
В момент ссоры нам сразу хочется вмешаться, разобраться и всех помирить. Так родители входят в роль полицейского или судьи, или и того и другого вместе.
Роль полицейского — навести порядок, поэтому родители растаскивают детей по разным комнатам, каждый получает наказание — и чтоб было тихо!
Роль судьи — разобраться, кто прав, а кто виноват. Такие родители начинают длительные выяснения: что произошло, кто начал, кто продолжил…
Как правило, и тот, и другой подход не слишком помогает, ведь растащить детей по разным комнатам не так-то просто, тем более — когда они уже в таком возрасте (10 и 12 лет). А разобраться, кто прав, — это очень сложно, так как на деле выясняется, что у них счёты начались минимум месяц назад.
Но даже если в какой-то ситуации вы как родители справились и вам удалось разобраться и помирить детей, то этого хватает ненадолго, ровно до следующего столкновения. Так что же делать?
Если абстрагироваться от того, что дети нам говорят, и посмотреть только на факты, то окажется, что дело тут не в посуде и не в том, кого наказывают больше, а кого меньше.
Ведь «больше» или «меньше» — это субъективная оценка каждого из них, у каждого свой взгляд на наказание, с какой стороны посмотреть. А что касается посуды, то сегодня посуда, завтра выбрасывание мусора, а послезавтра — подметание пола. Так что не будет посуды, будет другой повод для ссоры, совершенно неважно, какой.
Дело тут не в поводе, а в той цели, которую дети достигают в результате ссоры. Факт: неважно, какой был повод и с чего началась ссора, конец её всегда одинаковый — родители полностью заняты детьми (разборками, выяснениями, наказанием одного и жалением другого и т.д.). Дети поступают так подсознательно.
В Вашем вопросе, как их помирить, слышится определенное разочарование, что дети не дружные, не могут договориться, не могут уступить друг другу. В этом Вы видите причину ссор, и Вам очень хочется их помирить.
Когда сын говорит, что его больше наказывают, Вы чувствуете, что, может быть, Вы действительно несправедливы по отношению к нему и ведёте себя неправильно. И это толкает Вас разобраться в ситуации как можно лучше, чтобы не совершить ошибку и не наказать невиновного.
Таким образом, во время ссоры Вы (Ваше время, Ваше внимание, Ваши мысли, Ваши чувства и Ваше физическое присутствие) принадлежите детям, и это именно то, что им нужно.
Они подсознательно настроены на эту цель — получить своих родителей в полной мере — и прекрасно взаимодействуют друг с другом, чтобы этой цели достичь, т.е. находят какой-нибудь повод и начинают ссориться.
Поэтому постарайтесь посмотреть на ссоры детей с другой стороны. Ваши дети на самом деле очень дружные, очень любят друг друга и помогают друг другу заполучить родителей.
А если цель не будет достигнута, то весь смысл ссор пропадает.
Так что перестаньте переживать и вмешиваться в ссоры детей — всё равно не разберётесь или надолго не поможет.
Не переживайте по поводу их ссор. Несмотря на то, что они ссорятся, вы — прекрасные родители, а дети справятся сами.
С уважением, Лея Хмельницкая
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.