Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан
Шалом! У меня возник вопрос. Мой ребенок пока маленький, но я задумалась: не может ли вера во Всевышнего вылиться в типичную для детей веру в сказки? И как сделать так, чтобы эта вера не рассосалась со временем, подобно вере в сказки?
Можно сказать ребенку, что он может молиться Всевышнему и Всевышний поможет, услышит, позаботится. Но если один, два, десять раз всё произойдет не так, как хочет ребенок или даже еще ужаснее (как пример: дети Катастрофы), то он просто перестанет верить, соблюдать и т.д. N.
Уважаемая N.,
Иногда у ребенка под влиянием рассказов взрослых создается впечатление, что Всевышний — это такой Дед Мороз, Которому мы делаем заказы, а Он их выполняет. А если не выполняет, то либо плохо работает, либо вообще сказка и — не верим в нее. В этом случае, конечно, ребенок, поумнев, отойдет от такой «веры».
Важно, чтобы мы сами понимали, что Всевышний — Владыка мира и мы молимся, чтобы быть в контакте с Ним, потому, что видим в Нем нашего небесного Отца и хотим быть ближе к Нему. А давать или не давать то, что мы просим, Он решает по соображениям Отца, Который иногда для нашей пользы нам что-то не дает (как, например, ответственные родители не дают часто джанк-фуд, хотя дети его обожают). Тогда ребенок постепенно понимает, в Кого верят родители. И надо надеяться, что им удастся донести это понимание до ребенка.
Кроме того, очень советую указывать детям (а в первую очередь — самим себе) на то, что Всевышний нам постоянно дает (здоровье, работу, хорошую внешность, радости и т. д.). И благодарить Его за всё это. Тогда будет не только ощущение «недодал», но и ощущение «как много дал».
Поэтому то, как наши дети будут смотреть на жизнь, зависит во многом от того, какую точку зрения мы им преподнесем.
Что касается детей в период Катастрофы — это совершенно отдельный вопрос. И у нас на сайте есть немало статей на эту тему (см., например, «Кто виновен в Холокосте?», «Всевышний — Один или Един?», «Кому нужны эти страдания?..»). Но, слава Б-гу, наши дети сегодня такие испытания не проходят. А то, что не получилось куда-нибудь поехать или что-то купить, — с этим испытанием дети смогут мириться, если мы их правильно настроим.
С уважением и пожеланием радости от ребенка и в будущем от других детей, с Б-жьей помощью, Ципора Харитан
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.