Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Уважение, Отношения с детьми от первого брака, Второй брак
Шалом! Уважаемый раввин! Помогите, пожалуйста, разобраться в сложившейся ситуации… В дом моего мужа пришел в гости мой 17-летний сын от первого брака. Во время просмотра кино, в самый кульминационный момент, муж прошел мимо сына и в шутку его потрепал; сын рефлекторно ударил по руке. Муж посчитал, что его избили в его доме, причинили физическую боль и сын должен извиниться. Сын, в свою очередь, говорит о рефлекторности своего телодвижения и не понимает, за что извиняться. Обстановка накалилась. Муж стоит на позиции: с данным человеком я общаться более не буду, он для меня умер, поскольку избил меня и не извинился. Подскажите, пожалуйста, как разрешить данный конфликт с позиций Торы. Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Если у Вас хорошие отношения с сыном, попросите, чтобы он сделал одолжение Вам. То есть скажите: Вы ему полностью верите, что это было на рефлекторном уровне. Но, так как муж упрямится и не готов принять это объяснение, то сын сделает Вам огромное одолжение, если скажет: хотя у него не было ни малейшего намерения поднять руку на Вашего мужа, он просит прощения, если его действие было воспринято как попытка ударить. Понимаю, что семнадцатилетнему парню попросить прощения, когда он себя считает ни в чем не виноватым, очень-очень тяжело. Но, если Вы обыграете все это так, что в данной ситуации сын ведет себя как ответственный взрослый человек, а не по-детски, и что у Вашего мужа, возможно, повышенная обидчивость, но человека в «таком возрасте» трудно переделать, то, возможно, сын будет готов пойти навстречу. Тогда, возможно, сын поймет, что Вы в принципе на его стороне, но не можете его защищать, чтобы не портить отношения с новым мужем и не оказаться, не дай Б-г, «меж двух огней». Но ничего не поделаешь: кроме случаев, когда муж делает что-то совершенно ненормальное, например, не дай Б-г, сам избивает сына или оскорбляет его последними словами, по Торе женщина должна быть на стороне мужа или, по крайней мере, не против него, если она не хочет разрушить отношения.
Желаю, чтобы этот конфликт поскорее благополучно разрешился.
С уважением и пожеланием всего наилучшего, Ципора Харитан
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.