Темы: Женщина, Муж и Жена, Роли супругов, Уважение, Лея Солганик, Скромность в одежде, Головной убор
Шалом, у меня несколько вопросов: 1. Скажите, может ли муж носить кольцо. И почему в иудаизме принято, чтобы он его не носил? 2. В Шульхан Арух пишется, что свадебное платье нельзя брать напрокат, ведь это очень серьезно, но в другом источнике прочитала, что если нет возможности купить, можно взять напрокат, как правильно? 3. В комнате уединения на свадьбе — прочитала, что нужно первый раз покрыть голову, пишется о парике. Но если я не собираюсь носить парик, то я могу покрыть голову платком? Или считается ли покрытием свадебная фата, в которой я буду на свадьбе, которая закрывает волосы? Спасибо. С уважением, N.
Дорогая N.!
Примите мои искренние поздравления со свадьбой! Желаю вам построить настоящий еврейский дом.
1. Что касается кольца для мужчин, тут есть два момента. Во-первых, мужчине Торой запрещено надевать женскую одежду (а женщине — мужскую). Этот запрет распространяется не только на сами предметы одежды, но и на все женские аксессуары. Украшения всегда считались женскими аксессуарами, поэтому ношение кольца мужчине запрещено.
Второй момент связан с самим значением обручального кольца. У неевреев на свадьбе жених и невеста обмениваются кольцами. Сегодня это стало восприниматься как символ «равенства»: семья строится на основах демократии и равноправия. Но реальность показывает, что «равноправие» проявляется в основном в критике, ссорах, обидах.
На еврейской свадьбе нет обмена кольцами. Только жених надевает невесте на палец кольцо, купленное на свои кровные деньги, со словами: «Ты посвящаешься мне этим кольцом…» Этот обряд называется «приобретением» жены. Муж «приобретает» жену, теперь она принадлежит ему. Нет «равенства» и «демократии». Есть уважение к мужу, принятие его авторитета. Звучит поначалу, может, и страшновато, но это и есть природа мужчины и женщины, созданная Всевышним: вэ-у имшоль бах — «…и он будет властвовать над тобою» (Бэрейшит 3, 16). Об отношениях мужа и жены есть много материалов на сайте в разделе «Семья». В такой семье мужу не нужно кольцо — символ «оков», в которые заключает его жена. А уважение, которое она ему оказывает, делают его действительно царём в семье, а саму жену — царицей.
Так что обручальное кольцо для мужчины — нееврейская атрибутика, символ, запрещённый еврею в качестве чуждого обычая.
2. Мне неизвестно, где в Шульхан Арухе говорится о запрете брать платье напрокат. На практике все невесты берут платья напрокат, лишь бы оно отвечало законам скромности.
3. Те, кто собирается покрывать волосы париком, надевают его ещё до начала свадьбы и всю красивую укладку делают на парике. Те невесты, которые собираются покрывать голову платком, либо надевают парик на всю свадьбу (обычно берут его напрокат), либо повязывают белый праздничный платок в комнате уединения. Часто такой платок бывает украшен как свадебное платье. Существуют даже «специалистки», которые помогают невесте завязать платок особым образом, чтобы это выглядело празднично и красиво.
Если Ваша фата непрозрачная и полностью покрывает волосы при любых движениях, то и она может быть головным покрытием. Может, попробовать её закрепить и сделать из неё нечто вроде шапочки? Попробуйте все варианты и найдите самый практичный и подходящий для Вас.
Много Вам счастья, успехов, и помните главные для еврейской женщины слова: хохмат нашим банта бейта — «женская мудрость строит дом» (Мишлей 14, 1, обычно переводится как «Мудрая жена устраивает дом свой…»).
С уважением, Лея Солганик
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина