Темы: Муж и Жена, Мирьям Климовская, Общение супругов, Самосовершенствование в браке
Шалом! Считается ли разговор с мужем, обсуждение каких-то людей, даже не с благоприятной стороны, или передача информации, которую не расскажешь никому больше, лашон а-ра (злословием)? Дело в том, что я по натуре — очень эмоциональный человек, мне тяжело все держать в себе, я обязана для нормального функционирования все выплеснуть кому-то. Я над собой работаю, и есть результаты. Но трудно резко перестроиться. И ещё: можно ли поделиться, обсудить, получить поддержку от близкой подруги, которой очень доверяешь? Или это лашон а-ра? Н.
Уважаемая Н.!
Рада была узнать, что Вы работаете над собой и видите результаты своей работы. Резко перестраиваться и менять устоявшиеся привычки всегда очень трудно, но даже если мы стараемся стать хоть чуть-чуть лучше, чем были прежде, Всевышний очень высоко оценивает наши усилия, и чем труднее работа, которую нам приходится выполнять, тем больше награда за нее. А самая тяжелая работа — это преодоление собственных склонностей. В Пиркей Авот человек, преодолевающий себя, назван богатырем: «Кто богатырь? Тот, кто подчиняет себе свое дурное начало» (4:1). Так что желаю Вам продолжать работу и достичь в ней успехов.
Вы совершенно правы: обсуждение других людей с неблагоприятной стороны — это лашон а-ра, и степень родства или дружбы с собеседником не имеет значения. Более того: близкому человеку собеседник больше склонен доверять, и тогда возникает проблема с принятием лашон а-ра, что запрещено так же, как и его произнесение. Существует правило: даже если человек вынужден слушать лашон а-ра, он не имеет права верить сказанному. Поэтому тот, кто произносит лашон а-ра, не только сам нарушает запрет, но и подталкивает другого еврея к нарушению запрета.
Но что же делать тому, кого обидели? Держать все отрицательные эмоции в себе, не смея излить душу даже самому близкому человеку? На самом деле, если немного подумать, можно найти способ делиться своими чувствами, не произнося лашон а-ра. Например, не называя конкретных людей и не намекая на них. Если между людьми существует хорошее взаимопонимание, иногда достаточно одному из них сказать «я расстроен», чтобы получить сочувствие и душевную поддержку.
Чтобы точно знать, передача какой именно информация является лашон а-ра, что можно рассказывать, а что — нет, необходимо тщательно изучить законы чистоты речи. Когда великому раби Исраэлю-Меиру а-Коэну (автору книги Хафец Хаим) сказали, что его книга, где собраны все эти законы, не позволит людям говорить вообще, он сказал: «Наоборот, это книга, которая даст людям возможность говорить. Ведь как человек может разговаривать, не зная, что можно произносить, а что — нет?!»
Можно изучать первоисточник — книгу Хафец Хаим; есть ее адаптированный вариант — «Ежедневные уроки». Все эти книги разбиты на части по дням, что делает их изучение удобным. Есть также книга рава Зелига Плискина «Береги свою речь», написанная в простой и увлекательной форме, с яркими примерами из жизни. На нашем сайте есть специальный блог, посвященный исключительно вопросам чистоты речи. (Интересующий Вас вопрос обсуждается в посте «Верить кристально чистому человеку» и в комментариях к нему. См. также очень важный ответ рава Бен-Циона Зильбера «В семье необходимо выслушивать друг друга. Но как быть со злословием?»). Если Вы решите ежедневно изучать эти законы с мужем или с подругой, это не только поможет Вам узнать предмет, но и даст дополнительную тему для общения, что поможет избежать обсуждения других людей.
Желаю Вам дальнейших успехов в работе над собой и духовного роста!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.