Темы: Гиюр, Ципора Харитан, Муж и Жена, Отчуждение
Добрый день, уважаемая Ципора. Я нееврейка, замужем за галахическим[i] евреем уже больше 10 лет. Он из абсолютно ассимилированной семьи, где все еврейское не то что не практиковалось, а яростно отрицалось. Он принял решение признать и позиционировать себя как еврея еще в ранней молодости, но о возврате к религии речи не шло.
Постепенно (а особенно с появлением у нас ребенка, который пошел в светский еврейский детский сад, затем школу, при сборе документов на репатриацию, более подробном поиске его корней) еврейские традиции и праздники утвердились в нашей жизни очень прочно.
Я за эти годы много читала о еврейском образе жизни, религии, языках, начала учить иврит. Отношусь к иудаизму с глубоким уважением, ни к какой другой религии никогда не принадлежала. Но, конечно, чувствую себя не в своей тарелке, покупая уши Амана в магазине при синагоге. Я всё равно не своя, это я, конечно, понимаю.
Как традиция относится к таким семьям? Какие вопросы встанут перед моим мужем, если он постепенно придет к более глубокому интересу к иудаизму?
В силу моего уважения к еврейскому народу, к его традициям и образу жизни, искреннего интереса к иудаизму, я для себя могу принять возможность гиюра, перехода в еврейство (как я поняла, со мной его пройдет и ребенок до определенного возраста). Но, как я понимаю, «гиюр для брака» не приветствуется. N.
[i] Галаха — еврейский Закон. «Галахический еврей» — сын матери-еврейки.
Уважаемая N.,
Большое спасибо за Ваше искреннее письмо.
В отношении гиюра рассматриваются две ситуации. Первая: нерелигиозный парень — еврей по национальности — знакомится с нееврейской девушкой и ради своей родительской семьи или статуса просит у нее пройти гиюр. На такой гиюр смотрят отрицательно, так как цель его — не приблизиться к иудаизму, а создать некую видимость.
Ситуация вторая, очень распространенная в наше время: люди уже женаты и супруг еврейского происхождения начинает всерьез интересоваться иудаизмом и хочет начать соблюдать еврейскую Традицию. Вторая сторона его в этом поддерживает (как Вы пишете о себе) и проявляет глубокий интерес к Традиции.
В таких случаях галахические авторитеты последнего поколения поддерживают идею — дать членам семьи возможность пройти гиюр и таким образом усилить связь всей семьи с еврейством.
Так как, судя по письму, Вы говорите как раз об этой второй ситуации, то если Вы решитесь на прохождение гиюра, то Ваше желание, видимо, будет принято с пониманием.
Но, конечно, всегда в ортодоксальной среде процесс гиюра длительный и кандидатам ставят нелегкие требования — чтобы они поняли, на что идут, и потом не испытывали разочарования. Но это уже будет следующим этапом после того, как вы в семье придете к решению сделать этот шаг, с Б-жьей помощью.
Естественно, если Вы хотите продолжить жить в еврейской среде, то напрашивается решение о гиюре — чтобы Вы и ребенок, а также, с Б-жьей помощью, будущие дети не были бы «чужаками».
С уважением и пожеланием приблизиться к Всевышнему правильным для Вас путем, Ципора Харитан
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.