Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Сидя за субботним столом, я рассказал о том, что Хазон Иш призывал своих учеников к бескомпромиссному стремлению к духовному совершенству. «Тот, кто объявляет, что его цель — посредственность, ничего не достигнет», — предупреждал Хазон Иш («Ковец Игрот», 2:61).
– Почему человек должен всегда к чему-то стремиться? — спросил меня один из гостей. — Разве нельзя удовлетвориться достигнутым и просто быть хорошим человеком?
Плох тот солдат, который не хочет быть генералом, говорил Суворов. «Be all you can be!» — «Стать всем, кем ты можешь стать!» — призывают в американской армии. Для того чтобы стать самим собой, нужно стремиться достичь совершенства. Реб Зуша говорил: «Если я не буду стремиться достичь уровня наших отцов, то не стану Зушей!» Для того чтобы реализовать сокрытый в человеке потенциал, он должен поставить перед собой высокую цель.
И нет задачи более сложной, цели более высокой, чем просто «стать хорошим человеком». «Есть три короны, — говорят мудрецы в «Поучениях отцов» (4:17). — Корона Торы, корона служителя храма и корона царя, но корона доброго имени возвышается над ними!» Каждый день жизнь испытывает нас на преданность друг другу и честность. Но разве будет честным тот, кто изначально стремится к честности лишь на пятьдесят процентов? Могут ли близкие ставить своей целью любить или уважать друг друга, но не на все сто процентов?..
«В легендарной литовской иешиве «Слободка» были два очень разных ученика, один — вундеркинд, который все знал, а другой только начинал изучать Тору, — вспоминал рабби Меир Ходош, духовный руководитель иерусалимской иешивы «Атерет Исраэль». — Глава иешивы рав Носон Цви Финкель, которого с любовью называли Алтер из Слободки, был выдающимся педагогом, воспитавшим духовных лидеров будущего поколения. С особым уважением относился Алтер из Слободки к каждому ученику, однако с теплом и любовью он приближал к себе лишь тех, кто, по его мнению, находился на правильном пути духовного совершенства.
– Почему вы приближаете этого начинающего ученика, а не меня, хотя я знаю гораздо больше его? — пожаловался однажды вундеркинд Алтеру.
– Когда заходит солнце, еще светло, но мы считаем это время уже ночью, потому что тьма сгущается, — ответил раввин. — Когда во тьме ночи появляется первый луч света, то мы считаем это время суток уже днем и можем произносить утреннюю молитву, потому что, несмотря на тьму, свет усиливается. В духовном мире важно не положение, а направление. Духовный уровень человека определяется не тем, где он находится, а тем, куда он стремится, о чем мечтает. Как бы ни было важно знать, еще важнее стремиться к знаниям! Начинающий, но жаждущий знаний ученик заслуживает большего поощрения, чем тот, кто думает, что он уже достиг совершенства…»
«Моисей удостоился большего, чем Ной, — утверждали мудрецы Талмуда (Берешит Раба, 31). — В начале Ной назывался человеком праведным, но в конце, когда опьянел, — человеком земли; Моисей же в начале назывался человеком из Египта, но в конце, когда вывел евреев из Египта и передал им Тору, — человеком Всевышнего».
Повествуя о Ное, Тора предупреждает: как бы высоко ни взлетел человек, он все равно может упасть на землю, в нем могут проявиться самые низменные инстинкты, — пишет рав Шайнерман в книге «Охел Моше». — Рассказывая о Моисее, Тора призывает никогда не отчаиваться: как бы низко ни упал человек, даже из тьмы египетской он может подняться к свету и получить Тору на горе Синай!..»
Почему, обращаясь к первому еврею Аврааму, Всевышний не сказал ему идти в Израиль, а сказал: «Иди… в землю, которую Я укажу тебе» (Берешит, 12:1)?
Всевышний не указал ему землю, в которую он должен идти, чтобы наградить его за каждый шаг этого пути, пишет Раши.
Если бы Всевышний сказал Аврааму идти в Израиль, то мы подумали бы, что заповедь состоит лишь в том, чтобы туда прийти, — объяснил рав Борух Бер Лейбович. — В действительности же заповедь состояла не столько в том, чтобы прийти, как в том, чтобы идти!
Как бы ни важно было достичь цели, еще важнее к ней стремиться!
Теги: Тора, стремление