Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18

Я — здесь!

Отложить Отложено

– Во времена Хануки евреи освободили Иерусалим и возобновили службу в Храме, потому в это время, время праздника, мы можем удостоиться особого благословения, открывая маленький храм — новую синагогу для молодых русскоязычных евреев в Бруклине, — сказал рав Эфраим Вашовский, который три десятилетия назад приехал ребенком из Кишинева. — Впрочем, в Хануку заканчивается период Суда, который начался в Рош ха-Шана…
В еврейский Новый год приговор «записывается», однако «подписывается» он лишь в Йом Кипур, и на протяжении этих десяти дней раскаяния человек может еще, исправив себя, изменить свою судьбу. Даже после подписания приговора в Йом Кипур человек творит добрые дела и молит о спасении вплоть до Хошана Раба, последнего дня праздника Суккот. Наполнив сердце радостью, можно повлиять на свою судьбу и в праздник Симхат Тора. Однако после окончания осенних праздников кажется, что дни Суда уже позади. Нет, период Суда продолжается до праздника Хануки, свет которого освещает самое темное время года!
Как связаны Рош ха-Шана и праздник Ханука? В Рош ха-Шана был сотворен первый человек Адам, который в этот же день согрешил и прятался в саду. Тогда Всевышний обратился к нему с вопросом: «Где ты?» — «Айека?» И этот вечный вопрос обращен с тех пор к каждому из нас. И каждый стремится ответить на него, определить свое место в жизни.

Рав Эфраим Вашовский

Хочу отметить, что буквы еврейского алфавита имеют также и цифровое значение, так, например, алеф — 1, бет — 2. Внутренний смысл слова выражается гематрией — суммой цифровых значений букв, из которых это слово состоит. Вопрос «Где ты?» — «Айека?» состоит из следующих букв: алеф (1), йуд (10), каф (20) и хей (5) — в сумме 36. По традиции, в каждом поколении живут 36 скрытых праведников, на добрых делах которых держится мир. Число 36 пишется на иврите двумя буквами — ламед вав — и стало именем нарицательным. Так, например, рав Элияшев говорил, что рав Ицхак Зильбер — «ламедвавник», то есть настоящий праведник.
Как связано число 36 с праздником Ханука? В первый день мы зажигаем одну свечу, во второй — две и так далее.
В общей сложности в Хануку зажигают 36 свечей (не считая шамаша, вспомогательной свечи).
Итак, мы установили некую связь между Рош ха-Шана, днем, в который человек должен ответить на вопрос «Где ты?» — «Айека?», и сумма букв которого равна 36, и праздником Ханукой, в который мы зажигаем 36 свечей. Однако в чем смысл этой связи? Этот вопрос я задал на уроке Торы, который состоялся в тот же шаббат.
– В Рош ха-Шана Всевышний спрашивает человека: «Где ты?» Зажигая 36 свечей в Хануку, человек отвечает: «Я здесь!» — это объяснение предложила Ирина ­Г-кая, известная учительница математики одной из школ Бруклина.
В чем же выражается тот факт, что и дни Хануки — это время Суда? Главный смысл дней Суда, возможно, состоит не в том, что в это время нас судят на Небесах, а в том, что мы вершим суд над собой на земле, определяя свое место в этом мире.
Под звуки шофара человек пробуждается от духовной спячки, и процесс поиска своего предназначения начинается. Однако лишь зажигая ханукальные свечи в день праздника света, еврей вдруг открывает для себя свою миссию, осознает, что пришел в этот мир для того, чтобы нести свет, быть светочем для народов!
«Да будет свет, и был свет!» — сказано в Торе. «Был свет — это Авраам», — говорит Талмуд. Каждый еврей должен стремиться стать источником света, для того чтобы рассеять тьму светом своей души.
Когда грозный египетский министр открылся своим братьям и сказал: «Я — Йосеф!», то они затрепетали, в их жизни вершился день Суда.
«Я — ваш брат Йосеф, которого вы продали в Египет, — продолжил Йосеф. — А сейчас не печальтесь… ибо для пропитания (спасения всей семьи от голода. — Л.К.) Всевышний послал меня впереди вас» (Берешит, 45:4). Тогда первоначальный страх превратился в радость. Братья осознали, что тот, кто казался им жестоким министром, оказался любящим братом.
Придет время, говорят мудрецы Талмуда, и подобно тому, как Йосеф открылся братьям, Всевышний откроется евреям и скажет: «Я — Всевышний!» И тогда свет рассеет тьму, а вместо горечи изгнания евреи испытают радость обретения своего места в мире!

Теги: Тора, Рош Хашана, Ханкука, Йосеф