Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
«Что такое единство советского общества? Это когда все вместе — за, а каждый по отдельности — против!» — шутили советские люди, рассказывая анекдот о двуличии той жизни…
«Мы должны передать эстафету еврейской жизни молодому поколению, — утверждают представители многих еврейских организаций Америки. — Мы ставим своей задачей донести еврейство до наших детей и внуков, вдохновить их любовью к Израилю». Хорошие лозунги, правильные слова…
Впрочем, мы знаем, что одними лозунгами невозможно добиться влияния на сердца людей. Многие из нас жили в бывшем Советском Союзе и помнят пропитанную двуличием атмосферу страны. В светлое будущее коммунизма не верил никто, даже те люди, которые агитировали других с экранов телевизоров…
Каждый родитель мечтает о том, чтобы дети продолжили его дело, шли по жизни его путем. Многие читают детям наставления и лекции, призывая следовать их путем.
Но ведь одних лекций и наставлений недостаточно.
Мы можем притворяться и обманывать наших друзей и близких и даже самих себя, но не наших детей, которые видят нас насквозь, чувствуют в нас фальшь.
Нам нужно осознать, что если мы и можем на кого-то влиять, то лишь на самих себя. И если мы и можем направлять наших детей, то лишь личным примером наших поступков и искренностью наших слов. Ибо как сказали мудрецы: «Слова, исходящие из сердца, — проникают в сердце». То есть для того, чтобы ваши слова проникли в сердце слушателя, они сначала должны проникнуть в ваше сердце.
Ведь самое великое расстояние во Вселенной — это дистанция между разумом и сердцем, говорил ребе из Коцка. Руководствуясь разумом, человек может произносить лозунги, но если они не проникли в его сердце, то ему никто не поверит, ведь в глубине души он не верит в них сам…
Ной, как известно, был праведником, который удостоился спасения во время поколения потопа. Почему Всевышний указал Ною строить ковчег? Что за вопрос? Всевышний хотел спасти Ноя от потопа! Впрочем, мудрецы Талмуда утверждают, что у Всевышнего было много способов спасти Ноя и без того, чтобы тот строил ковчег.
Смысл же строительства ковчега состоял в том, чтобы люди приходили к Ною и спрашивали: «Ной, что ты делаешь?» — «Строю ковчег, чтобы спастись от потопа, который Всевышний пошлет на людей в наказание за их грехи!» — отвечал Ной, призывая людей раскаяться, прекратить грабеж и разврат. Всевышний указал Ною строить ковчег для того, чтобы он призывал людей к раскаянию, пытался их спасти — и сам удостоился спасения.
Казалось бы, Ной сделал все от него зависящее. Он много лет строил ковчег, и все это время говорил людям об опасности потопа. Почему же пророк назвал захлестнувшие человечество воды потопа — «водами Ноя» (Исайя, 54:9), а мудрецы посчитали это упреком Ною за то, что он не сумел убедить свое поколение раскаяться и спасти этим от уничтожения? В чем же вина Ноя?
Все годы Ной говорил людям о потопе, но в глубине души, в сердце своем в него не верил! Почему сказано в Торе, что «Ной вошел… в ковчег из-за вод потопа» (Берешит, 7:7)? Hoй был недостаточно тверд в вере: он верил и не верил, что начнется потоп, и потому не вошел в ковчег, пока воды не принудили его к этому, поясняет Раши.
Пророк Исайя упрекает Ноя в том, что люди не поверили ему. Впрочем, смысл этого упрека в том, что люди не верили Ною, потому что Ной не верил в свои собственные слова, объясняет рав Моше Шайнерман в своей книге «Огель Моше».
Если ты хочешь, чтобы люди тебе поверили, то должен сначала сам обрести веру в то, что ты говоришь!