Из цикла «Врата востока», темы: Раввин, Суббота, Народы мира, Врата востока, Корах, Исраэль Спектор
«И встал Моше и пошёл к Дотану и Авираму» (16:25)
«Рабейну, — дрожащим голосом обратился мельник к раву Узиелю, главному раву Земли Израиля, — солдаты Хасан Бека приказали мне продолжать молоть муку для турецкой армии даже после наступления шабата. Я отказался, солдаты избили меня и приказали обратиться к главному раву, т. е. к вам, чтобы вы, понимая важность этого дела, разрешили мне молоть в шабат». «Сейчас же, — приказал рав Узиэль, — иди домой, справляй шабат, а солдатам скажи, что так велел делать тебе главный рав».
Через несколько минут к дому рава пришли двое солдат с приказом Хасан Бека привести главного рава. «Сегодня шабат, — сказал рав, — я пойду пешком».
«Почему ты утруждаешь меня в шабат? Ведь много раз мы беседовали о важности шабата для евреев. Если ты не уважаешь шабат, то, как ты можешь быть военным наместником в стране евреев», — поучал рав Хасан Бека. Тот выслушал и ответил: «Рав не разрешил молоть муку, отказался выполнить мой приказ и взбунтовался против меня! Рав должен попросить прощения!»
«Меня ты назвал бунтовщиком? — удивился рав. — Если бы я разрешил молоть муку, то я был бы бунтовщиком против Царя царей! Это ты должен просить у меня прощения, или я обращусь к высокопоставленным лицам в Стамбуле для решения вопроса, кто из нас прав»! «Нет необходимости привлекать кого-либо ещё, — поспешил ответить Хасан Бек, — извинимся друг перед другом и ликвидируем конфликт!» Даже на это не согласился р. Узиэль и сообщил Хасан Беку, что увольняется, ибо был без нужды потревожен в шабат. Многие общественные деятели, в том числе и мусульманские судьи, муфтий Иерусалима просили р. Узиэля забрать обратно заявление об увольнении. Когда весть о происшествии дошла до Джемаль-паши в Стамбуле, понял тот, какие последствия может вызвать уход главного рава, и сделал выговор Хасан Беку. Тогда вернулся р. Узиэль к работе, защищая Тору с ещё большим усердием!
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»