Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
У всякого человека свой путь возвышения. Мы многое замечаем: смотрим и видим великое

Это выступление Сабы из Слободки, изданное в «Ор Ацефен», записал рав Ицхак Гутнер, благословенной памяти, – глава ешивы «Рав Хаим Берлин» в Бруклине.

Повелевает Тора: «Не оставь в живых ни единой души»[1]! Семи народам Кенаана нет исправления, их ожидает только смерть. Но ведь душа человека происходит из источника жизни всех миров. Неужели она настолько ему не доверяет, что нарушается принцип: «Тот, кто присоединится к источнику жизни может на Него полагаться»?! Душа человека по своей природе соединена с источником существования — разве в ее власти прервать линию жизни, пасть под ноги смерти?! Может ли луч света оторваться от породившего его солнца?!

Подъем мироздания из предшествовавшего ему хаоса — это результат Б-жественного милосердия, как сказано: «И мир милосердием будет отстроен…»[2] К этой цели направлено вечное движение всех миров: «И милосердие Г-спода от века и до века к трепещущим перед Ним, и его праведность — сыновьям сыновей»[3]!

А человек — величайшее из творений — пребывает в самом центре милосердия, заполняющего все мироздание. Легчайшим движением души он влияет на весь мир. Поэтому его задача — уподобиться своему Творцу: «И ходи Его путями…»[4] — «Как Он милосерден, так и ты будь милосерден…»[5] И если случится, что некто оставит верный путь, то заблуждение приведет его к вратам смерти и его шаги будут направлены к Преисподней. Но если его душа устремится в сторону милосердия, то ухватится за самое надежное, что есть в мире, предстанет перед великим сиянием и будет залита светом жизни.

У всякого человека свой путь возвышения. Мы многое замечаем: смотрим и видим великое, слушаем и слышим значимое, и яркий свет наполняет наши сердца, — и все же воспринятое может и не затрагивать глубин наших душ. А бывает, что человек лишь сделает легкое движение губами или только укажет пальцем, но совершит это, ощущая в своей душе источник света, — и в результате происходят события, затрагивающие его сердце. И все зло, которое твердыми пластами откладывалось в его душе многие годы, разбивается вдребезги. Он обретает связь с источником жизни, встает и, полный сияния и радости, выпрямляется во весь рост и крепко стоит на ногах.

Блудница Рахав и кенаанец, который показал врата города Луз, — это две души, обреченные на смерть. «Г-сподь, Б-г ваш, есть Б-г на Небесах вверху и на земле внизу»[6], — произнесла Рахав, заслуга которой в дальнейшем привела ее потомка (пророка Йехезкеля) к пророческому видению Б-жественной Колесницы. Подведем итог: «Только из городов этих народов, которые Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в наследие, не оставь в живых ни единой души»[7] — это повеление включало в себя и Рахав, и кенаанца, совершившего лишь легкое движение руки, наградой за которое стала вечная жизнь до скончания веков: «…и нарек ему название “Луз”; такого оно и до сего дня»[8]. «Это тот самый Луз, в который пришел Санхерив — и не изгнал его жителей, захватил Невухаднецар — и не разрушил его…»[9] Вне всяких сомнений: такое может быть сказано только в Учении о душе, дарованном ее Создателем!


[1] Дварим 20:16.

[2] Теилим 89:3.

[3] Теилим 103:17.

[4] Дварим 28:9.

[5] Иерусалимский Талмуд, Пеа 3а.

[6] Йеошуа 2:11.

[7] Дварим 20:16.

[8] Судьи 1:26.

[9] Сота 46б.


Танаи — еврейские мудрецы эпохи составления Мишны, начиная со времен конца Второго Храма и до времени окончательной редакции Мишны. Слово «тана» по-арамейски — «учитель», а во множ. числе — «танаим» Читать дальше