Темы: Тора и наука, Кашрут, Замир Коэн
Один из основных законов о разрешенной и запрещенной пище гласит: «Выходящее из нечистого (например, яйцо или молоко) — нечисто, а выходящее из чистого — чисто».
Как же, несмотря на этот закон, нам и нашим предкам разрешается есть пчелиный мед? Ведь он изготовлен из нектара цветов, и нельзя сказать, что он выходит из пчелы точно таким, каким был, безо всяких добавок и остается тем же нектаром. Для получения меда необходимо особое вещество, которое находится в теле пчелы. Именно оно и превращает нектар в мед. Как трава, съеденная верблюдом в его теле, превращается в молоко, которое запрещено пить по принципу «выходящее из нечистого — нечисто», точно так же и мед должен быть запрещен для еды, потому что пчелы запрещены для еды.
Это факт. И даже если бы мед можно было приготовить из нектара без специального вещества, образующегося в теле пчелы, все равно желудок пчелы при обработке пищи выделяет разные соки, как и желудки других насекомых и животных. И только из-за этих соков, которые смешиваются с нектаром и находятся в меду, следовало бы мудрецам Израиля запретить употребление меда в пищу.
Однако последние исследования открыли два удивительных факта:
Эти открытия снимают вторую проблему о желудочных соках в пчелином меду.
А как быть с первой проблемой? И вот, следующее исследование открывает еще один факт. Желудок пчелы выделяет энзим, который расщепляет двумолекулярные сахара нектара на одномолекулярные сахара меда (а в меду есть сахар, представляющий собой химическую связь, подобную глюкозе (виноградному сахару) и фруктозе (сахару фруктов).
Но после того как энзим, вырабатываемый пчелой, выполняет свою работу, расщепляя сахара нектара, он полностью распадается сам, так что от него ничего не остается, и пчела потом выделяет чистый нектар без всяких добавлений в восковую ячейку меда!
Отсюда ясно, почему мы можем есть пчелиный мед. Если бы во времена Талмуда был университет и ученых того времени спросили, можно ли евреям есть мед, в соответствии с их законом, который запрещает пить молоко нечистого животного, нет сомнения, они бы дали отрицательный ответ, считая невозможным, чтобы в мед не подмешались какие-то вещества из тела пчелы.
Однако в Устной Торе отражено, что наши мудрецы приняли от своих отцов, а те от своих, и так до Моше рабейну на Синае, краткую информацию, одну фразу (Талмуд, Бхорот, 7б):
«Пчелиный мед разрешен. Потому что вносит его в свое тело, но не выделяет его (как сок) из своего тела».
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»