Из цикла «Алаха и домашние животные», темы: Домашние животные, Алаха, Животные
Талмуд (Брахот 40-a и Гиттин 62-a) постановляет, что человек не должен есть, не накормив прежде своих животных. Источником этого закона является стих: «И дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться» (Дварим 11:15) — Тора сначала говорит о пище для скота, и лишь потом — о пище для людей. Существует, однако, спор, является ли данное правило всего лишь рекомендацией, или же — законом в полном смысле этого слова. Говоря о том, сколь важно бывает делать больше, нежели того требует Тора, Рамбам (Гильхот Авадим 9:8) приводит два примера:
1.Мудрецы прошлого давали своим рабам ту же еду, которую сами ели.
2. Мудрецы прошлого кормили рабов и животных до того, как сами садились есть.
Из этого очевидно, что Рамбам видел в вышеприведенных словах Талмуда всего лишь рекомендацию.
Однако Маген Авраам (комментарий на Шульхан Арух, Орах Хаим, 167:18), утверждает, что мнение Талмуда, запрещающее человеку есть до того, как он покормил своих животных — это галаха. (В другом месте (271:12) он приводит мнение, что в речь идет даже о запрете из Торы. Однако Биур Галаха (167:6) показал, что это мнение было отвергнуто р.Моше Иссерлесом и другими авторитетами). Аналогичным образом, Хайей Адам (45:1), Мишна Брура (167:40), и Арух а-Шульхан (167:13) приводят этот запрет в качестве закона. Стоит заметить, что большинство авторитетов ограничивают запрет собственно едой, разрешая человеку напиться до того, как его животные накормлены.
Хотя некошерное запрещено в пищу, в большинстве случаев из некошерной пищи можно извлекать выгоду. Однако касательно смеси мясного с молочным, запрещено не только есть ее, но и извлекать из нее любую выгоду (Хуллин 115, Йоре Деа, 87:1). По мнению большинства авторитетов, кормление животных (даже совершенно «бесполезных») является, с точки зрения галахи, видом удовольствия — поскольку большинство людей испытывают удовольствие, когда кормят животных. Удовольствие же считается разновидностью «выгоды», которую из смеси мясного и молочного запрещено извлекать.
Однако запрет «выгоды» распространяется только непосредственно на то, что запрещено Торой — т.е. на мясо кошерных домашних животных — и, соответственно, не распространяется на птицу и дичь, свареные в молоке некошерных животных. Существует давний спор относительно того, распостраняется ли запрет «выгоды» на случаи, когда в молоке было сварено мясо кошерного животного, зарезанного не по галахе. Рамбам в комментарии к Мишне (Kритот 3:4) пишет, что если мясо запрещено из-за неправильного убоя, то оно не может быть запрещено еще из-за чего-то иного («эейн исур халь аль исур»). Данный спор не является сугубо теоретическим, поскольку, в отличии от смеси мяса и молока, еврею разрешено излекать выгоду из трефного мяса (запрещенного в пищу). Следовательно, согласно мнению Маймонида, можно кормить домашних животных смесью некошерного мяса и молока. Однако многие галахические авторитеты не согласны с позицией Маймонида. Поэтому лучше избегать подобной практики, тем более, что, возможно, речь идет о запрете из Торы.
В течение Песаха запрещено извлекать любую выгоду из квасного («хамец»). Поэтому в Песах запрещено давать животным пищу, содержащую хамец. Запрещено так же просить нееврея кормить животных хамцом, поскольку тем самым из хамца все равно извлекается выгода — тем, что животные накормлены (Шулхан Арух 448:17). Однако если животное необходимо кормить хамцом, можно временно продать его нееврею, который будет кормить его хамцом у себя дома (дабы продажа была галахически действительной, лучше оформить ее через компетентного раввина). В течение Песаха запрещено так же владеть хамцом. Соответственно, корм для животных, содержащий хамец, необходимо продать вместе с остальным хамцом нееврею.
Ашкеназские евреи, которые не едят в Песах китниет (например, рис), могут извлекать из них выгоду. Соответственно, ашкеназские евреи могут в Песах давать своим животным китниет.
Перевод с английского:
Евгений Левин, Израиль, март 2005
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»