Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Еврейская скромность, Хасиды, Рассказы, Карлибах
Я слышал про нашего учителя из Амшинова, что когда к нему приходил молодой человек, студент ешивы, и говорил: «Святой учитель, я хочу стать твоим хасидом», — тот неизменно отвечал: «Прежде чем ты решишь стать моим хасидом, я обязан рассказать тебе историю про нашего святого учителя раби Зушу из Аниполи (из украинского села Аннополи)…»
Все мы знаем, что жизнь у раби Зуши была очень тяжелой, но несмотря на это, он всегда был наполнен радостью. Его вера, его умение полагаться на Вс-вышнего — кто еще достиг того же уровня, что Реб Зуша?
Реб Зуша ни разу за свою жизнь не произнес слова «я». Есть только один «Я»: «Я — Вс-вышний Б-г твой!» Когда он говорил про себя, он говорил «Зуша».
В Аниполи было два духовных руководителя: Реб Зуша и еще один раввин. Реб Зуша жил в радости, а тот раввин был сердитым человеком. Вы знаете, друзья, если человек всегда погружен в злость или грусть, ему даже самого себя терпеть бывает сложно.
Однажды ночью он подумал: «Сил больше у меня нет. Что мне делать с собой?!» Раввин дождался середины ночи, чтобы его точно никто не увидел, вышел из своего дома и постучался в дверь к Реб Зуше. Пришел к нему и говорит:
— Не понимаю я тебя, Реб Зуша! Откуда ты берешь радость, если у тебя такая тяжелая жизнь?! А у меня всего достаточно, но при этом я все время сержусь, тоскую и злюсь… Как мне исправить это?
Вот что Реб Зуша ответил ему:
— Зуша тебе сейчас объяснит. Начнем со свадьбы богача Мойшеле, которая была на прошлой неделе. Он на свадьбу своей дочери позвал всё местечко. Ты помнишь, Мойшеле прислал к тебе человека, чтобы пригласить тебя? Он провозгласил тогда: «Мойшеле приглашает тебя на свадьбу своей дочери!» А ты ему ответил: «Дай мне сначала посмотреть список приглашенных».
Ты взял список, увидел, что твое имя там идет четырнадцатым номером, и подумал: «Я иду под номером 14? Я — раввин?! Я должен быть первым в списке! Если он меня внес под номером 14, то я приду… с опозданием!» Так ты решил…
И вот ты пришел с большим опозданием на свадьбу, а там все сидят и едят, и нет для тебя свободного места за почетным столом. Ты сел за стол где-то в стороне, сидишь и злишься на жениха и невесту, на свою жену и на самого Вс-вышнего, еще злишься на родителей жениха, на родителей невесты — в общем, ты злишься буквально на всех.
Вдруг подходит к тебе богач Мойшеле, и видит, как ты — раввин — сидишь один в сторонке, и обращается к тебе: «Учитель наш, рабби, мы ждали тебя! Как жаль, что ты не пришел вовремя — так что пришлось другому человеку провести церемонию свадьбы. Садись, пожалуйста, на почетное место!»
Но к этому моменту за почетным столом не было ни одного свободного места, так что Мойшеле дал раву стул и посадил его за почетный стол — но снова сбоку, за чьей-то спиной. Разносчик подает кушанья — но он не видит тебя, рав! И вот все получили еду, кроме тебя.
Мойшеле оглядывает зал и видит, что ты сидишь с пустой тарелкой. Ну, а ты в это время последними словами ругаешь несчастного разносчика. Мойшеле говорит: «Минуточку, рабби, я сейчас принесу еду!» Но дело в том, что еды уже не осталось. Тогда богач Мойшеле бежит на кухню и начинает там собирать остатки от разных блюд. В конце концов он приносит тебе полную тарелку, и ты видишь, что половина того, что там находится, явно было кем-то недоедено. Ты заводишься еще больше: «Какой наглец! Что он мне принес!»
Тем временем, трапеза подходит к концу, и остается еще одна почетная обязанность: ты же раввин, так что в благодарственной молитве после трапезы ты скажешь традиционные свадебные «семь благословений». Ты сидишь и ждешь, когда к тебе подойдут и окажут тебе причитающиеся почести. Но богач уже забыл про тебя: вести благодарственную молитву он предлагает кому-то другому, да и семь благословений тоже произносят другие люди. Ты возвращаешься домой недовольный и злой. Ты поносишь жениха, невесту, их родителей и всех их предков вплоть до Авраама-авину и Сары. Ругаешь всех и каждого, кто живет на белом свете.
А вот Зуша поступил совсем иначе. Когда посланник богача Мойшеле явился к Зуше в дом и объявил, что богач приглашает его на свадьбу своей дочери, Зуша спросил недоверчиво: «Ты уверен, что приглашаешь именно Зушу? Никогда Зуша не сделал для него ничего такого, чтобы он его пригласил… Достоин ли Зуша?» Посланник уверил Зушу: «Да-да-да, богач Мойшеле приглашает тебя».
Тогда Зуша подумал: «Какой праведник этот Мойшеле — приглашает меня, хотя нет за мной ничего, что сделало бы меня достойным этого приглашения. Но если он приглашает меня — я должен показать ему, как я ценю его хорошее отношение». Зуша пришел за несколько часов до хупы и спросил, чем может помочь. Зуша провел свадебную церемонию, Зуша сидел за столом, Зуша вел молитву после трапезы, Зуша принял участие в чтении «семи благословений». Зуша вернулся домой, любя весь мир: свою жену, своих детей, весь народ Израиля.
Разве ты не видишь? Ты хочешь всего — и не получаешь ничего. Зуша не хочет ничего — но получает всё.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти