Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Кража белья как демонстрация талмудической мудрости

Обокраденная воровка

Однажды две женщины пришли судиться к раби Элияу Хаиму Майзелю. Дело заключалось в следующем. Они постирали белье — каждая свое, и развешали его сушиться на двух отдельных веревках. Но пока белье сушилось, пришли воры и украли все, что висело на одной из веревок. И женщины стали спорить из-за оставшегося: одна утверждает: это мое, а твое украли, а вторая говорит наоборот.

Рав попросил их принести ему оставшееся белье. Когда они сделали это, он сказал им выйти, а потом позвал свою жену, раббанит, и попросил ее добавить к этой одежде несколько вещей из их собственного гардероба.

После этого рав пригласил зайти одну из судящихся женщин и спросил: «Вы можете определить по виду, ваше ли это белье?» Когда она ответила утвердительно, рав подал ей «дополненный» сверток и предупредил: «Проверьте внимательно, все ли там ваше». Женщина начала доставать вещи из свертка и рассматривать их по одной: «Это мое, и это мое, а вот это — не мое». Рав попросил ее подождать за дверью и пригласил вторую женщину. И ей он сказал то же самое. Но эта женщина на все, что доставала, говорила: мое. Раби Элияу Хаим упрекнул ее: «Одежда принадлежит вашей соседке, а вы говорите неправду!»

Так остроумное решение раввина помогло найти настоящую хозяйку вещей.

Чужой кошелек

К раби Элияу Хаиму Майзелю как-то пришел один простой еврей с вопросом. Он нашел на улице кошелек, а в нем — 1000 рублей. На следующий день он прочел в газете, что один знатный человек потерял кошелек с большой суммой денег. Тому, кто найдет и вернет его хозяину, было обещано сто рублей в награду. Этот еврей тут же пошел и вернул потерю. Но вместо вознаграждения получил вызов в местный суд: богач утверждал, что в кошельке было две тысячи рублей! Так что еще тысячу он теперь должен! Теперь наш еврей пришел просить у раввина совета: как выпутаться из этой переделки — ведь на справедливость польского суда рассчитывать не приходится… Рав спросил, есть ли у этого еврея адвокат, который будет его защитником на суде, и, пригласил того к себе, дал ему совет, как помочь его подзащитному.

И вот настал день суда. Истец еще раз красноречиво описал, как еврей вытащил из его кошелька половину находившихся там денег и еще имел наглость прийти за наградой! Ответчик кричал, что он нашел только тысячу и вернул ее в целости и сохранности. Взял слово адвокат ответчика.

Прежде всего он обратил внимание суда на то, что его подзащитный — честный и порядочный человек. Не будь он таким — вообще не пришел бы возвращать потерю и оставил бы все себе! После этого адвокат обратился к истцу и спросил: «Ваше превосходительство, готовы ли Вы поклясться, что в потерянном Вами кошельке было две тысячи рублей?» Тот не заставил себя долго ждать и тут же вскочил и поклялся. Тогда адвокат обратился к судьям и сказал: «Господа! Невозможно сомневаться в правдивости столь уважаемого и благородного человека, как истец. Тем более нельзя ставить под сомнение его клятву. Но и ответчика надо признать порядочным человеком — ведь он пришел возвращать потерю. Из этого можно сделать только один вывод: найденный кошелек никогда не принадлежал истцу, это чужая потеря. На основании этого я прошу истца вернуть кошелек тому, кто его нашел». Истец понял, что отступать некуда — не мог же он признаться во всеуслышание, что поклялся ложно! Похоже, судьи это тоже поняли. Пришлось возвратить кошелек еврею…

По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)


Танаи — еврейские мудрецы эпохи составления Мишны, начиная со времен конца Второго Храма и до времени окончательной редакции Мишны. Слово «тана» по-арамейски — «учитель», а во множ. числе — «танаим» Читать дальше