Из цикла «Ховот аЛевавот», темы: Скромность в поведении, Исправление качеств, Смирение, Рабейну Бахие, Ховот аЛевавот
Покорность Господу — это постоянное ощущение своих обязанностей по отношению к Нему. Если это чувство постепенно овладеет тобой, то и характер изменится: ты не будешь повышать голос, гневаться, а тем более проявлять мстительность.
Как воспитать в себе покорность Всевышнему? Подумай о том, как мы бываем неблагодарны по отношению к Богу за все Его великие милости, и тебе станет стыдно. Сказано в Писании: «Господи, совестно мне поднять лицо и поглядеть на Тебя, ибо выше головы грехи наши и вина наша до небес». Тора учит покорности Б-гу, но проявляться послушание Господней воле должно в действиях, в исполнении заповедей. Подчиняясь Закону, человек сознает свое ничтожество по сравнению с той грандиозной миссией, для которой Б-г его предназначил.
Чтобы успешно бороться со своим «эго», человек должен осознать Б-жье величие. Для этого полезно взглянуть на историю человечества. Могущественные государства гибли в один день, целые народы попадали в рабство, миллионы людей истребляли друг друга в войнах. Что прочно в этом мире кроме славы Б-жьей? Поняв все это, человек почувствует, насколько он ничтожен и слаб, насколько он нуждается в Б-жьей помощи. Человек поймет, что ему нечем гордиться и что скромность приличествует ему более всего.
Как ведет себя человек, покорный Б-жьей воле? Он не мстителен, он добр, склонен прощать людям, даже тем, которые этого недостойны. Он скромен в быту и довольствуется малым: ест то, что Б-г пошлет, в одежде неприхотлив. Он всегда спокоен, ибо все ему достаточно, как сказано: «Праведник ест досыта, а желудок грешника пуст». Если, не дай Б-г, случится несчастье, скромный человек покорится воле Господа и примет все без жалоб. Гордец же будет злиться на весь свет и возненавидит своих ближних.
Но в исполнении Б-жьих заповедей слуга Господа, напротив, стремится к максимуму. Он неустанно работает над своим характером и не довольствуется малыми победами над ангелом-искусителем. Он не стыдится учиться у всех и каждого и, безусловно, достигнет вершин знания. Гордец же никогда не станет мудрецом, ибо считает ниже своего достоинства слушаться других. Помни, что Господь любит скромных и не взыскивает с них строго, как сказано: «Лучшая жертва Б-гу — смиренный дух».
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»