Из цикла «Даат тфила», темы: Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Общеизвестно, что в качестве даат находится сила соединения и различения. Соединение: «…и Адам познал Хаву, жену свою». Различение: «Если нет знания — откуда различение?» (Йерушалми, Брахот 5). «Знание противоположностей есть одно» (Маараль). Полное соединение между двумя объектами возможно только при их отделении и различении от всех других объектов реальности. Только так они могут соединиться и объединиться вместе. Это соединение правильного знания. «И знание святых познаю» (Притчи 30:3).
В понятии «знание святых» заложена эта концепция. Святой — суть выделенный, отделенный от будничного. Сущность святын — выделенность для Всевышнего. Такова и суть освящения (кидушин) женщины мужчиной. Женщина становится запрещенной для всего света, подобно посвященным Храму предметам. «Ты посвящена мне» — и запрещена для всего мира. Отношения между народом Израиля и его Другом уподоблены обряду освящения, как мы читаем в Песне Песней, и из этой аллегории мы понимаем и учим то, что возможно постичь.
Данная тема, в общих чертах, была объяснена в конце предыдущей главы. Но здесь мы добавим еще несколько слов.
«Суть святости — двойная. Начало ее — служение, а конец — воздаяние. Начало ее — старание, а завершение — дар, а именно: сначала человек освящает себя, а потом освящают его. Об этом и сказали мудрецы (Йома 39): “Человек освящает себя мало — освящают его много, снизу — освящают его свыше”.
Старание заключается в том, чтобы человек был полностью отделен и оторван от материальности, и постоянно, во всякий момент, прилеплялся к Б-гу. Из-за этого пророки назывались “ангелами”. Как сказано об Аароне: “Ибо уста священника будут хранить знание, и Тору будут искать из его уст, ибо он — ангел Г-спода воинств”. И даже когда они занимались материальными действиями, необходимыми для поддержания тела, их душа не отходила от приобщения к Всевышнему».
Но поскольку невозможно человеку поместить себя в такое состояние, ибо это выше его, ведь он, в конце концов, материален, плоть и кровь, поэтому я сказал, что завершение святости — дар. Потому что в силах человека стараться преследовать истинное знание и постоянное учиться святости на деле, но в конце Всевышний поведет его по пути, по которому он хочет идти, и осенит его своей святостью и освятит его» (Рамхаль Путь праведников 26).
Тот, кто совершенен в своем осознании (даат), отделен и оторван от всех материальных и телесных вещей, и «постоянно, во всякий момент, прилепляется к Б-гу», тот — совершенный мудрец Торы, удостаивающийся духа святости и пророчества мудрецов: «С тех пор как был разрушен Храм, хотя у пророков отобрано пророчество, у мудрецов оно не отобрано… Отобрано у пророков в видениях и образах, но пророчество мудрецов, которое постигается мудростью, не отобрано, но они познают истину духом святости внутри их» (Рамбан).
В этом — цель и максимум совершенства человека: «С помощью Всевышнего, его душа укрепится и победит тело, и приблизится к святости Всевышнего, и в ней станет совершенной. И он поднимется к более высокой ступени — к пророчеству. Его знания достигнут такого уровня, что он превзойдет свою человеческую натуру. Его стремление может достичь такой высокой степени, что ему передадут ключ оживления мертвых, как передали Элияу и Элише. Это есть показатель высокого стремления к Всевышнему. Ибо Всевышний есть источник жизни, и Он дает жизнь всему живущему, как сказали мудрецы (Таанит 2): “Три ключа не были даны посланцу — ключ дождей, ключ роженицы и ключ оживления мертвых”. Приблизившийся к Всевышнему сможет притянуть от Него даже саму жизнь, что принадлежит Ему в наибольшей мере, как я и написал. В этом и заключается завершение барайты: “Освящение приводит к пророчеству, а пророчество приводит к воскрешению мертвых” (Рамхаль, там же).
***
Мы уразумели: даат объемлет всю форму человека от начала его и до конца. Начиная от “простого разума”, который выводит человека из состояния “животного”, и до совершенства знания святых и духа святости.
Но на каждом уровне “знания святых” — восприятия, соединяющего человека с постижением идей — в нем есть определенный аспект духа святости. Как объясняет нам ученик раби Хаима из Воложина: “Суть даат— знание интеллектуальных аналитических вещей, подобно знанию ощущаемого органами чувств. И поэтому данный термин заимствован и для ощущаемых понятий, как например “…и познал Адам Хаву”. А это может произойти только с помощью Б-жественного воздействия”. Это то вдохновение в человеке, которое соединяет высшие и нижние, небо и землю, идеальное с ощутимым. Это осознание — одно из удивительных деяний “Творящего чудное”: “связывание духовного объекта с материальным”.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»