Из цикла «Даат тфила», темы: Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Мы продолжаем объяснение темы восхваления, песни и гимна и пытаемся проникнуть в суть вещей.
Откуда мы учим, что Пресвятой сотворил мир только для песни и гимна? Как написано: «Великолепие и красота перед Ним» (Буквы раби Акивы). Мы знаем, что Творец создал мир для явления славы Своего царства, раскрытия Его единства. Раз так, то нет сомнения, что в концепции песни и гимна присутствует реализация раскрытия славы царства и единства Всевышнего. Попытаемся углубиться в этот вопрос.
Всевышний руководит мирозданием через эти два вида управления до достижения Им своей цели: до того дня, когда явится единство Всевышнего, «и будет Г-сподь царем на всей земле, в тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно».
Управление Суда — это управление награды и наказания. Мироздание ведет себя в соответствии со своими природными законами. Это управление, корень которого — в качестве Суда, имени Элоким, проявившимся в сотворении мира. Это управление «подслащено» качеством Милосердия («…увидел, что мир не может существовать в чистом качестве Суда»), но общая суть данного управления — суд. Здесь нет раскрытия чего-то вне рамок природных законов. Таким образом, есть место для свободы выбора, существования добра и зла, награды и наказания. Явные чудеса не заложены в данном виде управления. Это управление, властвующее открыто на протяжении большей части лет существования мира.
Управление Единства — это скрытое управление, его цель — привести все мироздание во всех его круговоротах к конечной цели: раскрытию единства Творца. Это управление не связано рамками Суда и природных законов. Оно объемлет все мироздание в процессе, замкнутом в круг: приведение всего мира к своей цели, к замыслу его создания.
Эти два управления накладываются друг на друга, поскольку без управления Суда невозможно раскрытие единства. Ведь только из тех сокрытий и отдаленностей прорывается свет явления единства и славы царства Всевышнего. Понятно, что без управления Единства мы не можем быть уверены, что мироздание будет достойно, по Суду, конечного блага — явления единства Творца.
Таким образом, Всевышний управляет мирозданием. В большинстве случаев Он применяет открыто управление Суда, а скрытно — управление Единства. Но иногда Он открыто проявляет в мире управление Единства. Те явные чудеса, которым Израиль был свидетелем на протяжении своего пути, коренятся в этом всеобъемлющем и скрытом от взора управлении.
Так и вертится мироздание по этим двум осям до того дня, когда управление раскрытия Единства станет открытым и единственным, и явится царство Творца в мире на глазах у всего живого. Как объясняется в Гемаре (Псахим 50): «“И будет Г-сподь царем на всей земле. В тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно”. А разве сегодня Он не один? Сказал раби Аха бар Ханина: “Этот мир не как будущий мир. В этом мире на хорошие вести говорят: “Благословен Добрый и Творящий добро”. На плохие вести говорят: “Благословен Истинный Судья”. В будущем мире говорят на все: “Добрый и творящий Добро”. “И Имя Его одно”: что значит одно? Разве сегодня Его Имя не одно? Сказал рав Нахман бар Ицхак: Этот мир не как будущий мир. В этом мире Имя пишется через Йуд-Эй, а читается как А-донай, а в Грядущем мире все одно: пишется Йуд-Эй и читается Йуд-Эй”».
Итак, мы пришли к следующему принципу. Слава — это восхваление. Слава, приходящая к Всевышнему от управления Суда, называется «гимном» (земер); Слава, приходящая к Всевышнему от управления Единства, называется «песней» (шира); а восхваление в Грядущем называется шир.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти