Из цикла «Даат тфила», темы: Авраам, Еврейская молитва, Хесед, Шахарит, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Адам
Мы выяснили, что суть акта молитвы — это предстояние человека пред Всевышним в качестве нуждающегося в восполнении недостатка. Именно так и должен человек стоять перед Первопричиной. Именно этим он и удостаивается восполнения недостатка. Без ощущения недостатка и активного выражения этого ощущения — нет возможности исполнения молитвы и, тем более, права получить на нее ответ.
Нет сомнения, что основной недостаток, с которым Авраам предстоял перед Всевышним — это просьба об исполнении милости. Ведь это качество было его основным стремлением и служением всей его жизни. Как объясняют мудрецы древности: «Праотец Авраам всю жизнь старался следовать качеству милости, милосердия и помилования, и принял на себя многие страдания, чтобы его удостоиться. По его великому старанию и любви к этому качеству, удостоился Авраам, чтобы оно стало для него вечным наследием» (Шаарей Ора 7).
Когда мы говорим здесь о милости, речь идет о «Милости Творения», как мы объяснили выше, милости, которая объемлет все сотворенные существа, как мы выяснили в вопросе молитвы Авраама о жителях Содома. Это милость действует подобно акту творения мира, и с помощью такой молитвы Авраам изменяет устройство природы и «творит» совершенство «образа человека» в себе самом: «Выйди из своей судьбы: Аврам не рождает, но Авраам — рождает» (Раши, Берешит 15:5).
«И всякого куста полевого еще не было на земле, и всякая трава полевая еще не выросла, ибо не дал Г-сподь Б-г дождя на землю, и человека нет, чтобы обрабатывать землю» (Берешит 2:5). «На уровне земли стояли они до шестого дня… ибо не дал дождя… А почему не дал дождя? Поскольку нет человека, чтобы обрабатывать землю, и нет никого, кто бы знал о пользе дождя. Когда пришел человек и понял, что дождь нужен миру, помолился о нем, и пошел дождь, и выросли деревья и травы» (Раши).
Все творение ждало молитвы Адама. Единственный, кто мог представить свой недостаток и недостаток всего творения перед Творцом и тем самым приблизить все творение к Нему, чтобы оно могло получить свое восполнение от Всевышнего. Эта молитва привела в движение все творение, чтобы оно исполнило свое предназначение. Молитва Адама стала архетипом всех молитв; то же самое можно сказать и о молитве Авраама.
«И молился Авраам Б-гу». Сказал раби Хама бар Ханина: «С начала книги и до сих пор не употребляется данное выражение. После того как праотец Авраам помолился, этот узел был развязан» (Берешит раба 52:13). Слово «молитва» (тфила) не употребляется в Торе до этого места. Весь мир ждал молитвы Авраама. Он стал единственным, кто вернул образ человека к его высшему состоянию, существовавшему до греха Адама. Он был готов жертвовать собой, чтобы вернуть людей к праведному образу, в котором они были сотворены Всевышним. Отсюда начинается новое начало творения. Поэтому молитва Авраама — утренняя, рассветная (Шахарит).
Как мы уже объяснили, каждое утро проявляется отсвет первоначального Хеседа (Милости), появившегося в начале творения: «Всевышний обновляет по Своей благости каждый день, постоянно, творение мироздания». Этот отсвет охватывает своей милостью все создания в мире. Такова же и суть молитвы Шахарит: «Г-сподь, утром услышишь Ты мой голос». Начал раби Элазар и сказал: «Ведь когда приходит рассвет и утро пробуждается в мире, это время желанности для всех, время для благодеяния всему миру — и праведникам, и злодеям. Это время молитвы перед Святым Царем. Поэтому в час, когда наступает рассвет, все заключенные Царя обретают покой, — это время молитвы о них. А тем более те, кто раскаиваются и представляют свои просьбы перед Святым Царем» (Зоар, Теилим 5).
После всего сказанного легко понять, что молитва Авраама, которую он сделал правилом для своих потомков, — это утренняя молитва.
Но следует еще глубже рассмотреть данный вопрос.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти