Из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто», темы: РАМХАЛЬ, Месилат йешарим, Исправление качеств, Самосовершенствование
Верное средство приобретения «чистоты» — постоянное чтение книг наших мудрецов, как по алахе [законам], так и по мусару [этике, самовоспитанию]. Ведь после того, как станут очевидными человеку обязанность и необходимость достижения «чистоты», и после того, как он достигнет «осторожности» и «расторопности», идя по путям их приобретения и отдаляясь от того, что лишает человека этих свойств, не останется перед ним других препятствий, кроме необходимости знать тонкие детали заповедей, дабы остерегаться в каждой из них. Поэтому ему нужно основательно и четко разбираться во всех законах, чтобы знать, на что распространяются тонкости и детали каждой заповеди. И поскольку всем подобного рода тонкостям свойственно забываться, необходимо постоянно читать книги, их объясняющие, чтобы обновлять их в своей памяти. И тогда, несомненно, человек пробудится к их исполнению.
То же самое относится и к душевным качествам. Необходимо чтение [книг] по мусару, мудрецов прежних эпох и современных. Ведь часто бывает, что даже решив быть аккуратным в «чистоте», человек преступает в тонкостях [заповедей] из-за того, что не постиг их. Ведь он не рождается мудрым и не может знать все. Читая книги, он обратит внимание на неизвестное ему, задумается о том, чего не понял ранее, а не только о том, что найдет в самих книгах, ибо после того, как его разум проснется, он пойдет дальше и исследует предмет со всех сторон, и почерпнет новое из источника истины.
Лишает этого качества все то же, что лишает осторожности, и, кроме того, недостаточное знание законов и мусара, как я уже писал. Об этом сказали мудрецы, благословенна их память (Авот 2:6): «И не [будет] неуч благочестив». Ведь тот, кто не знает, не может исполнять! И еще сказали (Кидушин 40б): «Учение велико [тем], что приводит к исполнению».
Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»