Темы: Медицина, Смерть, Спасение жизни, Мирьям Нирман
1 ноября 2017 года тысячи евреев Торонто хлынули в здание местного суда, заполняя длинные коридоры. Здесь можно было встретить представителей всех еврейских групп. Этих людей объединило стремление спасти жизнь одного из них.
27 сентября после сильного приступа астмы сердце двадцатипятилетнего Йохая-Шалома-Нетанеля Онанова остановилось. Автомобиль скорой помощи не подоспел вовремя, и молодой человек впал в кому. В больнице Humber River его подключили к аппарату искусственного дыхания, но состояние не улучшалось. На протяжении всех последующих недель его ни на минуту не покидали родные, кто-то всегда дежурил возле его постели.
Поскольку местное медицинское сообщество определяет прекращение функций мозга как смерть, врачи объявили его мертвым и выдали родным свидетельство о смерти. Так как больница не могла предложить никакого дальнейшего лечения, было принято решение отключить Йохая от аппарата в Йом-Кипур, но этому воспрепятствовали семья и раввин. «Согласно еврейскому Закону и убеждениям самого Шалома, Шалом остается живым, и констатация врачами его смерти является открытым нарушением его религиозных убеждений, а стало быть — дискриминацией на религиозной почве, — заявляет Макс Онанов, отец пациента. — Шалом требует соблюдения прав человека, закрепленных в Конституции, а также — чтобы считались с его религиозными убеждениями по вопросу о моменте наступления смерти».
Для рассмотрения этого вопроса назначили судебное заседание. А за день до заседания по всем еврейским СМИ было распространено обращение к местным евреям — прийти в суд поддержать семью Шалома. Вместе с другими женщинами я отправилась в центр города. Когда мы подъехали, увидели автобусы с ребятами из ешив. «Ешивебохеры» заполнили здание суда.
Следуя за толпой ешиботников, мы увидели еще бОльшую толпу на выходе из лифта. Сотни людей бросили свои дела и пришли на это слушание. Здесь можно было реально ощутить, что каждый пришедший способен повлиять на исход дела. В этот день никто из них не сказал: «От меня ничего не зависит. Ничего не измениться от того, приду я сюда или нет. Я всего-навсего одиночка». Придя на слушание, чтобы выступить за свободу вероисповедания, мы продемонстрировали объединяющую силу религии. Я стояла в толпе людей, которые пришли сюда с той же целью, что и я, — спасти жизнь Шалома. Мы все чувствовали подъем и вдохновение: как судья может не посчитаться с мнением стольких людей!
Заседание затягивалось, но многие остались здесь до конца. Так же, как и я, люди не хотели уйти, не услышав решения.
Мы выиграли!
Судья Хейнли вынес решение не отключать Шалома от аппаратов жизнеобеспечения до окончательного рассмотрения дела. Суд постановил, что врачи не могут отказаться от лечения, которое способно улучшить состояние Шалома. Г-н Хейнли заявил, что весь медицинский персонал в этом отделении должен быть оповещен о судебном решении и несет ответственность за его выполнение, поэтому никто не может отключить пациента «случайно».
После суда адвокат, представляющий правозащитную организацию «Bnai Brith Canada» и Ваад раввинов Торонто, г-н Чарльз Вагнер, заявил, что это только начало. Несмотря на то, что Шалом сейчас подключен к аппаратам, на борьбу за принятие соответствующего закона могут уйти годы. Он ожидает, что дело будет выдвинуто на рассмотрение Верховного Суда.
Некоторые поехали из суда прямо в больницу, чтобы отпраздновать хорошие новости. Известные еврейские иполнители Яков Швеки, Шломо Симха и Яков Катина пели и играли в больничной палате для Шломо и его семьи.
Мы покидали здание суда в приподнятом настроении, мы были счастливы — из-за решения суда и от невероятного чувства еврейского единства.
Пожалуйста, молитесь за выздоровление Йохая-Шалома-Нетанеля, сына Ривки.
Автор Sara Biren, сайт Эйш а-Тора. Переводчик Мириям Нирман
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»