Из цикла «Даат тфила», темы: Духовный мир, Еврейская молитва, Благословения, Связь с Творцом, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Любовь к Б-гу
«Нет у них, у верхних вод, разрешения произносить Песнь, пока не получат разрешения от вас», и также о Песне: «Ангелы служения не говорят Песнь наверху, пока не скажет ее Израиль внизу, как сказано: “При общем ликовании утренних звезд, (а после того) и все сыны Божии восклицают от радости” (Хулин 91)».
«Песнь подобна молитве: привлекает в своей мысли намерение сверху вниз. Так же и один или многие, кто произносят Песнь, привлекают благословение сверху вниз. И знай, что числовое значение слов Песнь (шира) и молитва (тфила) совпадают (Рабейну Бехае)».
Открывается нам поразительная концепция: человек, нижние миры заставляют высшие ниспослать благодать. Всевышний поставил влияние высших миров в зависимость от благословения нижних в их молитве и песне. Благословения происходят от нижних.
На основе этой концепции мы попытаемся осмыслить слова Мудрецов: «Сказал раби Авау: С какого времени благословляют на дожди? С того момента, как жених выйдет навстречу невесте» (Таанит 6). «С момента, когда нижние воды выйдут навстречу верхним, подобно жениху, выходящему навстречу невесте» (Рабейну Гершом). Нижние воды — это жених, верхние — невеста. Нижние заставляют течь родник благословений высших миров. Источник благословения находится в нижних.
Тем самым мы понимаем, на нашем простом уровне, смысл беседы святых мудрецов, подобных ангелам: Спросил раби Шимон бар Йохай раби Элазара бен Йоси, как его отец разъяснял стих из Шир а-Ширим (Песни песней): «Выходите и посмотрите, дочери Циона, на царя Шломо, на венец, которым венчала мать его в день его свадьбы, и в день радости сердца его» (Шир а-Ширим 3:11).
Ответил ему раби Элазар бен Йоси, что его отец по этому поводу обычно рассказывал притчу. Некий царь очень любил свою единственную дочь. Быть может, даже больше, чем следовало. И всегда называл ее: «Дочь моя». Но показалось ему, что этого недостаточно для выражения полноты его чувств. И стал царь называть ее: «Дочь моя, сестра моя». Но и этого, как он счел, было недостаточно. И стал он обращаться к ней: «Дочь моя, сестра моя, мать моя»…
Так и Всевышний. Вначале Он называл Израиль «дочерью», как сказано: «Слушай, дочь, и смотри, и склони ухо свое…» (Псалмы 45:11). Затем «сестрой». Как написано: «Отвори мне, сестра моя, подруга моя, голубка моя…» (Песнь Песней 5:2). Однако Он испытывал к народу Израиля столь сильную любовь, что назвал народ «матерью». Как сказано в книге пророка Йешаяу: «Внемлите мне, народ мой, племя мое…» (Йешаяу 51:4). (Выражение «племя мое» в оригинале можно прочесть как «мать моя».)
Услышав эти слова, встал раби Шимон, поцеловал раби Элазара и произнес: «Только ради того, чтобы услышать эти слова, стоило родиться!» (Мидраш Шир а-Ширим раба 3: 21).
Здесь нам открывается глубинная суть слов утешения, которые сказал Творец нижним водам: они вновь становятся формой, они производят благословение. Ступень их весьма велика, поскольку именно они раскрыли славу Небес, обратив материю, сущность которой в получении, в источник святости, раскрывающий славу царства и единства Всевышнего.
Теперь мы можем с другого уровня понимания вернуться к словам рабейну Бехае, уже приведенным выше:
«Следует понять высказывание Мудрецов в трактате Бава меция (114), что Всевышний как бы нуждается в благословении. Они выводят это из стиха: “И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га своего”. И в трактате Брахот сказали: “Сказал ему (Всевышний): Ишмаэль, сын Мой, благослови Меня”. И в трактате Шабат приводится, что Всевышний сказал Моше: “Ты должен был Мне помочь”, и речь идет именно о благословении. Дело в том, что когда мы благословляем Всевышнего, в этом есть добавление духа святости, и наше благословение является причиной того, что все Его создания получат от Него благословение. И еще сказали, что “Всевышний страстно желает молитв праведников”. А если бы благословение и молитвы были бы просто признанием, почему бы Он страстно желал именно молитв праведников больше, чем признания огромного множества людей, ведь слава царя — в многочисленности подданных? Но слова Писания “и благословишь Г-спода, Б-га твоего” означают добавление и приумножение».
«Поэтому в начале благословения мы говорим: “Ты, Г-сподь, Царь мира”. Толкование: поскольку в Твоей воле было дать существование мирам и соединиться с ними, чтобы воцариться над ними. Поэтому наша просьба — чтобы благословился источник Твоего желания воцариться над мирами». В этом и заключается благословение Всевышнему во всех благословениях и молитвах: добавление и приумножение в прямом смысле слова. Ибо в этом заключается Его воля по причине, известное только Ему: чтобы мы исправляли и объединяли нашими благословениями и молитвами высшие силы и миры, чтобы они были способны получать воздействие высшего света, и чтобы прибавить в них святость этого света и множество благословений от сущности Творца, присоединающегося к ним и распространяющегося в них. И само собой это дополнительное благословение и святость прольются и на избранный народ, который привел и вызвал всю эту славу (Нефеш аХаим 2:4).
Здесь проясняется нам новый глубокий смысл благословения. Не прославление и даже не просьба, но и реальное привлечение благословения от источника благословений. Теперь мы лучше понимаем слова рабейну Бехае, приведенные выше: «И благословишь Г-спода, Б-га своего… Благословение — это не только потребность человека и не только признание… когда мы благословляем Всевышнего, есть в этом добавление духа святости, и наше благословение является причиной того, что все Его создания будут благословлены Им».
«Поэтому сказали Мудрецы: “Каждый, кто ест и не благословляет, называется грабителем, как сказано: “Грабит отца и мать своих…” А “отец его” — никто иной, как Всевышний…” Ведь он грабит духовные миры и препятствует получению ими благодати и святости, которые должен был привлечь на них своим благословением. Так нужно рассматривать и все остальные Писания: “Благослови, душа моя, Г-спода”, “Благословен Ты, Г-сподь, Б-г Израиля” и т.п. Все это понимается в том же ключе и со стороны желания Всевышнего соединиться с мирами. Об этом и сказано: “Служение — потребность Всевышнего” (Нефеш аХаим, там же)».
Таким образом, тот, кто ест и не благословляет, «ворует у Всевышнего» не только славословие, как мы объясняли простое его значение, но и само благословение. Ведь таково желание Творца, чтобы благословились миры через действия человека и его благословения. Именно от них поставил Творец в зависимость Свое присоединение к мирам для передачи им благословения. Тот, кто не благословляет, как бы ворует это благословение у Творца. Он препятстсвует реализации желания Творца воздать благо.
«И грабит свою мать» — это собрание Израиля. Ведь посредством произнесенного человеком благословения «дополнительная благодать и святость прольются и на избранный народ, который привел и вызвал всю эту славу». Он же лишает Израиль этого блага, награды и воздаяния за благородное «служение ради Всевышнего».
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»