«Пришелец и житель я среди вас. Дайте мне участок для могилы, и похороню мою умершую». Пришелец и житель — противоположности. Если пришелец, как может быть жителем, а если житель — как может быть пришельцем? Однако «дела отцов — знак для потомков». Наш отец Авраѓам, мир ему, пребывая в изгнании, сказал: «Пришелец и житель я среди вас», ибо таково всегда ваше отношение ко мне. В отношении всякой дани, подати и налогов я житель для вас, а пришелец — в отношении любых прав и судов. Когда наступает наша очередь «благословлять светила» и наслаждаться привилегиями, мы считаемся пришельцами: «Дайте мне участок для могилы, и похороню мою умершую». Пусть хоть для приобретения могилы у меня будет статус жителя. Наш отец Авраѓам, стараясь похоронить Сару, показал потомству, что верит в существование души. И тем опровергал мнение отрицающих ее, которые считают, что после смерти заканчиваются все счета человека с другими, и не остается от него ничего, кроме удобрения для полей. Эти неверующие не станут хоронить тело мертвеца, но, как навоз на поле, бросят его. Только наш отец Авраѓам осознал, что и после смерти дела человека с живыми не завершены. Умерший лишь сменяет преходящий мир на вечный мир. На это дают намек в Мидраше: «Десять раз написано “сыны Хета”, что соответствует десяти изречениям». Это значит, что если мы верим в существование души, то верим и в десять изречений. Но кто не верит в существование души — тот отрицает всю Тору целиком.
Раздел Толдот. «И толкались сыновья в утробе ее… и пошла она вопросить Б-га». Мудрецы объясняли: когда она проходила мимо входов в места изучения Торы Шема и Эвера, Яаков толкался и пытался выйти; когда проходила мимо входов в места служения идолам, Эсав пытался выйти (см. Раши). Я слышал от рава Яакова из Вильны, благословенна его память, что на первый взгляд трудно понять: как же Ривка входила в бейт-мидраш? Ведь Яаков и Эсав убьют там друг друга! Ответ в том, что и у Эсава [стр. 10] внутри Дома Учения проявляются стыдливость и правила хорошего поведения. Это наставление для народа Израиля, чтобы не ссорились в бейт-мидраше.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю