Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Похороны, Траур, Загробная жизнь, Элиэзер Гервиц
Согласно еврейским воззрениям, смерть это не конец, а начало. Иудаизм рассматривает этот мир как зал ожидания, как приготовление к Миру Грядущему. Духовный мир будущего не может быть полностью понят нами, так как возможности человеческого мозга ограничены. Однако человек может представить себе бытие, в котором душам праведников воздается по заслугам.
Как следствие этого, евреи относятся к смерти со скорбью, но без отчаяния, сокрушаясь о грехах покойных, которые могут явиться причиной их наказания. Но они чувствуют и успокоение при мысли о том, что человек, умирая, не превращается в ничто, в пустоту. Людям легче справиться с горем, сознавая, что страдавшие здесь обретут успокоение в Мире Грядущем.
Еврейская похоронная церемония проста и полна достоинства: память об усопшем освящается произнесением надгробного слова и чтением кадиша. Близкие родственники умершего «сидят шива» — семь дней, в течение которых их посещают друзья, чтобы успокоить и облегчить им горе. Каждый год в йорцайт (годовщину смерти) семья умершего зажигает в память о нем свечи и читает по нему кадиш. Сверх того, родственники и друзья умершего могут отдать ему дань уважения, изучая Тору и совершая добрые дела в его честь. Это самый убедительный способ почтить память покойного.
Резюме четвертой части
В этом разделе мы рассмотрели рациональную составляющую таких еврейских понятий как шабат, йом тов, кашрут, молитва, мезуза, тфилин и цицит. Мы также проанализировали согласно еврейскому закону положение еврейской женщины. Мы увидели, что еврейский закон помогает человеку контролировать свои страсти и направляет его к более праведной жизни: шабат освящает его жизнь, кашрут очищает тело, а молитва приближает к Б-гу.
В то же время соблюдение еврейских законов помогает сплочению евреев и углублению их национального самосознания.
Статус женщины в еврейском обществе не уступает мужскому, а тот факт, что на женщин возложено меньшее количество мицвот только свидетельствует о важности их роли в ведении дома. И, наконец, иудаизм смотрит на смерть оптимистически, веря в то, что истинная награда за добрые дела ожидает людей после смерти.
В дальнейшем мы рассмотрим отношения между евреями и неевреями и отличие иудаизма от других религий.
с разрешения издательства Швут Ами
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Редакция Толдот
Ицхак Уманский
После синагоги я сидел дома перед куском свинины в тарелке, и не мог ее есть. В этот вечер я проиграл. Страх перед родителями заставил меня съесть бифштекс. До сих пор у меня во рту стоит его мучительный вкус...
Редакция Толдот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...