Из цикла «В кругу великих», темы: Муж и Жена, Хазон Иш, Шломо Лоренц, В кругу великих, Любовь к ближнему
Накануне моей женитьбы, в 5705 (1945) г., я пришел к нашему учителю известить его об этом и пригласить на свадьбу. Он дал мне свое благословение на женитьбу, и когда мы прощались, попросил меня, чтобы я, выходя из дома, задержался под окном его комнаты.
Это меня удивило, но разгадка не заставила себя ждать. Я стоял под окном; оно открылось, и наш учитель протянул мне свою книгу — том, относящийся к трактату Звахим, с его посвящением и подписью. Я не мог удержаться и спросил, почему он не вручил мне книгу при расставании, пока я был в его комнате.
Он объяснил: «Рабанит огорчается, когда я даю свои книги в подарок. Это — единственный наш источник дохода, и, поскольку она заботится о нашем пропитании, она относится к этому так строго. Я не хотел огорчать ее и опасался, что она увидит, как ты выходишь с книгой, и догадается, что я дал ее тебе в подарок на свадьбу. Поэтому я передаю ее тебе через окно».
Этот случай — важный пример того, насколько человек должен считаться с чувствами других, и в особенности — жены. Сделай из этого вывод, как мы должны исполнять сказанное (нашими мудрецами): «Почитай ее больше себя самого!» (Евамот, 62б).
Кстати сказать, когда в тот раз я находился в доме нашего учителя, вошла рабанит, чтобы сказать мне мазаль тов (пожелать счастья и удачи). Она слышала, что я просил у него благословения на успехи в изучении Торы, и ответила на это так: «Ты не нуждаешься ни в каком благословении. Если ты будешь учиться и трудиться над Торой изо всех своих сил, как Авраам Йешаяу, будешь велик, как он»… Она подробно описала, как наш учитель целиком отдавал всего себя Торе, тогда как бремя пропитания возложено лишь на нее, и как тяжело ей добыть хотя бы самое минимальное пропитание, но она делала все необходимое с любовью и с душевным удовлетворением, ибо знала, что благодаря этому Хазон Иш станет великим мудрецом поколения.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»