Оглавление
Что такое искупление [↑]
Искупление (ивр. «капара») — возможность устранить последствия греха с помощью раскаяния, жертвоприношения и других искупительных действий. Слово «капара» — одного корня со словом «кофер» — «выкуп». Т.е. речь идет о «выкупе», замене наказания Свыше раскаянием и искупительными действиями.
Возможность исправить совершенные грехи лежит в самой основе мироздания. Это не раз подчеркивали наши мудрецы, например: «(Возможность) раскаяния предшествовала созданию мира» (Недарим 39). Или: «Вначале Б-г пожелал создать мир только на основе начала (элемента) Суда, но увидел, что так мир не может существовать, и добавил к Суду начало Милосердия» (Берешит Рабба 12:15; Раши, Берешит 1:1). Такова природа человека: «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы» (Коэлет 7:20).
Тора сообщает о грехах даже самых великих людей — это необходимо для того, чтобы мы знали: путь раскаяния открыт всегда, даже после самых страшных нарушений Закона.
Понятие «Искупление» как одна из основ взаимодействия между человеком и Б-гом в иудаизме также перешло и в дочерние религии — христианство и ислам.
Виды искупления [↑]
Рамбам в «Законах раскаяния» (1, 4) делит все заповеди на четыре группы — в соответствии с тяжестью их нарушения и способом искупления этого нарушения:
- Первая группа — это все предписывающие заповеди (кроме заповедей о пасхальной жертве и обрезании, за невыполнение которых полагается карет, см. ниже; эти заповеди относятся к третьей группе). Нарушение этих заповедей искупается тшувой — раскаянием.
- Вторая группа — запрещающие заповеди. Тшува искупает их нарушение не полностью, а только задерживает наказание. Полное искупление достигается только в Йом-Кипур.
- Третья группа — заповеди, за нарушение которых полагается смертная казнь или карет («отсечение души»). Полное искупление этих нарушений возможно только после тшувы, Йом-Кипура и страданий.
- Четвертая — запрет осквернения имени Б-га — «Хилуль а-Шем». Полное искупление этого греха наступает только после смерти.
Искупление грехов, совершенных по отношению к людям [↑]
Чтобы искупить грех, совершенный по отношению к другому человеку или людям, недостаточно только совершить тшуву. Необходимо возместить нанесенный ущерб и получить прощение пострадавшего или пострадавших. Если пострадавший не согласен простить, то после трех попыток получить прощение тшува принимается.
Если пострадавшего уже нет в живых, закон предписывает раскаяться в совершенном грехе на его могиле в присутствии десяти мужчин. Денежный долг следует отдать наследникам (Рамбам, там же, 2, 11).
Искупление тяжких грехов [↑]
Искупить можно даже самые тяжкие преступления, такие, как поклонение идолами, прелюбодеяние и убийство.
Это следует из того, что сказано в книге пророка Захарии, где он передает слова Всевышнего, призывая к раскаянию народ, погрязший в страшных грехах (там, 1:3): «Возвратитесь ко Мне… — и Я возвращусь к вам».
Гмара в трактате Санhедрин говорит: одной из причин, по которым Давиду было послано испытание с Бат-Шевой, было желание Творца показать на его примере, что возможность прощения существует всегда, даже после таких тяжких преступлений, как прелюбодеяние и убийство. Когда был построен Первый Храм, весь народ убедился, что Всевышний принял искреннюю тшуву царя Давида: врата Храма открылись, только когда царь Шломо (Соломон) упомянул заслуги своего отца — Давида.
Тшува [↑]
Тшува является необходимым условием искупления греха, без выполнения этого условия все остальные искупительные действия не имеют смысла.
Тшува состоит из трех основных этапов:
- прекращение запрещенного действия;
- сожаление о том, что оно было совершено;
- решение впредь не совершать его.
После тшувы человек должен произнести «видуй», т. е. «словами» сказать Всевышнему о том, что было совершено, и о своем сожалении об этом.
Сказано в Талмуде: «Того уровня, которого достигают раскаявшиеся, не достигают даже великие праведники» (Брахот 34).
Жертвоприношение [↑]
Во времена Храма, совершая тшуву, человек должен был принести грехоочистительную жертву. Вид жертвы и способ жертвоприношения зависело от того, какое нарушение было совершено.
В наше время искупление достигается только раскаянием. Некоторые поским (галахические авторитеты) предписывают прочесть отрывок из Торы, в котором говорится о той жертве, которую нужно принести, если было совершено это нарушение. И это засчитывается как принесение соответствующей жертвы.
Молитва и цдака [↑]
«Раскаяние, молитва и цдака отменяют тяжкий Приговор» (Молитва в Рош а-Шана и Йом-Кипур). Каждое из этих действий является отдельным действенным инструментом, помогающим полностью искупить совершенное преступление.
Страдания [↑]
Грехи искупаются страданиями (Брахот 5а). Высшая степень смирения — принятие страданий с радостью, т. е. с осознанием того, что страдания, перенесенные в этом мире, заменяют духовные страдания, полагающиеся за соответствующее нарушение после смерти; по своей тяжести они несоизмеримы с физическими.
В давние времена было принято поститься и истязать себя ради того, чтобы искупить преступление полностью, заменяя таким образом наказание, полагающееся за подобное преступление Свыше. Но современные галахические авторитеты считают, что этот путь не подходит для нашего поколения, поэтому рекомендуют заменять пост и самоистязание более интенсивным изучением Торы, пожертвованиями и добрыми делами.
В Книге Зоар (глава Кдошим) сказано, что изучение Торы искупает грехи и может заменить собой полагающиеся человеку страдания.
День искупления — Йом-Кипур [↑]
Десятого числа месяца Тишрей — день, когда все евреи постятся и молятся об искуплении грехов. Именно в этот день еврейский народ окончательно искупил грех создания золотого тельца и поклонения ему и был прощен. Они узнали, что были прощены, так как им были дарованы вторые Скрижалей Завета. С тех пор и на все поколения этот день несет в себе духовную силу прощения и искупления.
Смерть праведников [↑]
Талмуд и Мидраш учат, что грехи народа искупаются страданиями или смертью праведника (Сангедрин 39а; Шмот Рабба 21:7; 35:4).
Мудрецы сравнили смерть праведника с разрушением Храма. Одно из объяснений этого сравнения: смерть праведника искупает грехи народа так же, как разрушение Храма.