Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Тора и бизнес, Шауль Вагшал, Ссуда, Долг, Воровство
Запрет на кражу не ограничивается простыми случаями воровства, когда похититель забирает что-то у другого человека без его разрешения и не возвращает. Запрещено также брать чужой предмет на время, т.е. с возвратом, или в шутку.
а) Нельзя пользоваться предметом, который принадлежит другому человеку, без предварительного разрешения хозяина. Иначе такое действие может быть классифицировано как воровство.
б) Заявлений типа: «если бы я попросил, он бы согласился», — явно недостаточно, чтобы разрешить пользоваться чужим предметом.
в) Если хозяин в прошлом неоднократно разрешал просителю пользоваться своей вещью, то у последнего есть основание полагать, что и на этот раз он получит разрешение. Поэтому ему разрешено взять тот же самый предмет уже без спроса, но при соблюдении двух добавочных условий. Первое: разрешение действует только в доме владельца вещи, т.е. нельзя ее выносить из дома без спросу. Второе условие: если хозяин находится поблизости, разрешение все-таки придется попросить, ибо такова психология людей: я недалеко — обратись ко мне с просьбой.
г) Предметом, взятым в долг на определенный срок, нельзя пользоваться дольше этого срока.
д) Взятый в долг предмет можно использовать только для той цели, для которой владелец согласился его дать; например, если автомобиль или велосипед взяты для короткой поездки, на них нельзя уезжать далеко.
Примеры
а) Обычно взятым в долг предметом разрешается пользоваться только тому, кто его взял. Человек, взявший вещь в долг, не имеет права давать ее в долг другим людям — даже на срок действия договора с владельцем вещи, поскольку не исключено, что владелец доверяет им меньше, чем ему.
б) Взрослые члены одной семьи могут пользоваться взятым в долг предметом (исключение составляют дети моложе возраста 12—13 лет[31]), поскольку, как правило, разрешение дается автоматически всем членам семьи просителя.
а) Тот, кто имеет доступ к деньгам, принадлежащим другому человеку, не имеет права одалживать другим даже небольшую их часть по своему усмотрению и даже на короткое время. Запрет относится, в первую очередь, к продавцам магазина, кассирам и инкассаторам, а также ко всем работникам, выполняющим финансовые операции, для выполнения которых им выдаются деньги, принадлежащие фирме, учреждению или банку.
б) Предприниматель, получивший деньги на хранение, может пользоваться ими в личных целях по своему усмотрению, но при условии, что сможет вернуть их по первому требованию. Причина разрешения заключается в разумном предположении, что владелец денег понимает, что предприниматель постоянно нуждается в «живых» деньгах, а поэтому знает, что тот будет их использовать, т.е. тем самым как бы сознательно дает ему разрешение (с условием возврата по первому требованию).
в) Как только доверенное лицо начинает пользоваться хотя бы частью чужих денег, оно несет ответственность за всю сумму. Теперь в случае потери денег, ему придется возместить их, даже если потеря произошла по причинам, от него не зависящим (чего можно было бы избежать, если бы доверенное лицо эти деньги не трогало).
г) Когда очевидно, что человек, давший деньги на хранение, не хочет, чтобы ими пользовались, положение «б» не действует; например, пачка денег была плотно завернута, из чего следует, что хозяин хочет получить ее в той же упаковке.
д) Если владелец денег дал ясно выраженное разрешение, например, сказал: «Вы можете пользоваться этой суммой», — то на получившего деньги человека возлагается полная ответственность за них еще прежде чем он начнет ими пользоваться.
Замечание
Человек, которого просят передать деньги другому лицу, не может взять их в долг без разрешения хозяина. Причина: владелец желает, чтобы деньги были без промедления доставлены адресату, и не согласен идти на риск задержки.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»