Из цикла «История еврейского народа», темы: Саддукеи, Фарисеи, Хашмонаим, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа
Птолемей решил предпринять новые шаги против Иудеи и обратился к Антиоху Седьмому с просьбой поддержать его борьбу. Сирийский царь во главе огромной армии выступил в поход и окружил Иерусалим. Жители города мужественно сопротивлялись. Это отчаянное сопротивление вынудило Антиоха Седьмого переменить тактику и принять предложение Гиркана о перемирии. Сирийский царь потребовал передать ему прибрежные города и выплачивать ежегодный налог. Так Иудея снова оказалась под властью Сирии.
Но это иго продолжалось недолго, так как в царстве Селевкидов вспыхнули раздоры, и, воспользовавшись этими внутренними распрями, Гиркан сумел не только освободить всю Иудею, но и расширить ее границы. Он покорил самаритян, разрушил их святилище на горе Геризим и включил Шомрон в состав Иудеи. Потом он предпринял новый поход, победил живших в Негеве эдомитян и обратил их в иудаизм. Насильственный гиюр эдомитян, противоречащий законам Торы, принес большие несчастья еврейскому народу и, в конечном итоге, привел к разрушению Святого Храма.
Йоханан Гиркан продолжал войны, не только защищая народ Израиля и Тору, но и для того, чтобы расширить границы своего государства путем покорения соседних народов. Многие были недовольны политикой нового правителя. Вновь начали поднимать головы цадуким. Они вместе с эллинистами образовали единый фронт против последователей Торы, хранивших святость и чистоту еврейского народа. Именно в это время народ разделился на два противоположных лагеря — перушим и цадуким.
Перушим (фарисеи) называла себя часть народа, соблюдавшая заповеди и хранившая верность Письменной и Устной Торе, а также всем установлениям мудрецов предыдущих поколений. Перушим изо дня в день тщательно выполняли все предписания, касающиеся ритуальной чистоты. Большинство же простого народа соблюдало законы очищения только перед входом в святой Храм, в частности, во время трех ежегодных посещений Иерусалима — в Песах, Шавуот и Суккот.
В противоположность перушим цадуким отрицали Б-жественное происхождение Устной Торы, проложив тем самым дорогу многочисленным «новациям», которые причинили огромный вред еврейскому народу. На собственном историческом опыте мы убедились, что все попытки отрицания Устной Торы приводят к отрыву от еврейского бытия и к ассимиляции в течение двух-трех поколений. Неудивительно поэтому, что цадуким объединились с эллинизированными евреями и противопоставили себя миру Торы. Их политическое влияние было очень сильным и временами именно они представляли интересы Иудеи в Риме.
Цадуким по-своему интерпретировали Тору, понимая буквально многие ее указания. Они отрицали вознаграждение после смерти, воскресение мертвых и другие принципы, о которых Письменная Тора говорит лишь намеком. Естественно также, что цадуким не признавали установлении мудрецов и, находясь у власти, стремились изменить порядок ведения службы в Храме.
Углублению раскола между перушим и цадуким способствовала позиция, занимаемая духовным руководителем еврейского народа Йохананом Гирканом. В начале своего правления он выполнял все заповеди Торы, но ведомые им войны, его планы увеличения территории государства не нашли поддержки у еврейских мудрецов, идущих путями Торы. Поэтому Гиркан отдалился от них и сблизился с цадуким, которые надеялись с его помощью прийти к власти.
В 3656 году (104 год до н.э.) Йоханан Гиркан умер. Ему удалось значительно расширить границы Иудейского государства, но, сбившись с пути, проложенного первыми Хашмонеями, которые посвятили свою жизнь борьбе за Тору и выполнению ее заповедей, он совершил непоправимый грех. Поэтому его победы обернулись настоящим несчастьем для еврейского народа.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»